четверг, 27 декабря 2012 г.

Замана. Однодневный поход 16 декабря 2012г.

Трансформаторная подстанция №8 - т\с Курлюк-Баш - г. Замана - Буковый кордон - Малиновая балка - с. Перевальное

Описание похода.

Многие сомневались, что после того как я прошел этот путь один, то я не пойду второй раз с группой и мне будет не интересно. Это ошибочное мнение. Если большинству людей для отказа достаточно факта "Я здесь уже был", то в моем случае это, надеюсь, никогда не будет причиной для отказа. Как нельзя войти в одну реку дважды, так и нельзя одинаково пройти один и тот же маршрут. Все-равно что-то будет по-другому, по-новому. Природа меняется, погода меняется - дождь, иней, снег, солнце, туман, облачность. Все это вносит свои коррективы. Никогда не будет два одинаковых похода. Поэтому я ни секунды не сомневался, что я снова пройду этот путь и ни капельки не пожалею. Так и получилось. Кроме того, так как я недавно проходил здесь, то мне поручили и в этот раз вести группу.

Около восьми часов мы были у трансформаторной подстанции №8. Мороз щипал за щеки и кое-где иней лежал на опавших листьях. Температура была около нуля, но ночью здесь уже однозначно морозно. Перешли через русло реки Курлюк-Су...  и сразу же первое отличие. За три недели прошли дожди и русло реки наполнилось водой.

Сравните с фотографией, сделанной три недели назад:

Второе отличие, которое сразу бросается в глаза - обилие белого цвета. Иней был везде. И чем дальше в лес, тем толще слой инея. Грязь из-за мороза вздыбилась и стала похожа на грязевые порховки - наступаешь на такую заиндевевшую грязь, а она крошится под подошвами. Звук был такой, как-будто идешь по сугробам.

Мы почти без остановок добрались до домика лесника и не снижая темпа двинулись в сторону родника Мокрый грот. В отличие от предыдущего раза я подготовился, посмотрел в интернетах как он выглядит и, пока основная группа грелась горячим чаем, я отправился на поиски этого естественного углубления.

В прошлом походе я прошел над ним и, естественно, не заметил. В этот раз вооруженный знаниями и фотографиями я обнаружил "пропажу" очень быстро. Но Мокрый грот и в этот раз не дался так просто. Пытаясь его поближе сфотографировать я начал перебирался через Курлюк-Су, но неудачно поставил ногу на обледеневший камень, подскользнулся и грохнулся в реку. Ничего особо страшного не произошло. Зная крымские реки боишься не утонуть, а, скорее, не удариться о камни. Меня пронесло - обошлось без травм и ушибов. Я отряхнул одежду от воды и с "удовольствием" ощутил как в ботинках чувствуется холодная влага. Помню тогда подумал, что поход сегодня однозначно удастся.

Вернувшись к группе и подводя итог нашему привалу я уточнил хотим ли мы сегодня: "Походить" или "ПОХОДИТЬ?" Группа выразила желание ПОХОДИТЬ! Посему было решено зайти на т\с Курлюк-Баш и оттуда двинуться на гору Замана. Фактически мы делали крюк, но учитывая мой предыдущий опыт одиночного похода, можно было предположить, что, несмотря на значительное увеличение расстояния, мы до заката солнца успеем закончить поход.

Выкарабкавшись с неофициальной стоянки возле Мокрого грота мы продолжили свой путь. Прошли мимо родника Замана-2, но не поднимаясь на него, мы пошли по маркированному маршруту №135. Вот тут я начал чувствовать все прелести похода. Во-первых: тропа очень узкая, обледеневшая, большая часть идет по краю каньона реки Курлюк-Су, ботинки неохотно цеплялись за оледеневшую грязь и движение значительно замедлилось. Во-вторых: температура в ущелье, по-видимому, все-таки минусовая, так как влажные ботинки очень быстро начали индеветь.

Аккуратно переставляя ноги, вспомнилось как недавно я выложил запасные носки и забыл их положить обратно. Еще вспомнилось, что медицинские бахилы, купленные как раз для таких случаев, после прошлой зимы были выложены за ненадобностью и обратно в рюкзак я их до сих пор не положил. А еще я вспомнил как хотел почитать в интернетах, что такое непромокающие носки и насколько они не промокают. С такими мыслями я и шел возле русла реки Курлюк-Су. Вытаскивать лишний раз ногу на морозе из ботинка, чтобы одеть пакеты, мне не хотелось. Решил на ближайшем привале заняться собой. Ведущему полупроводнику нет времени думать о таких мелочах. Тем более тропа начала теряться, а группа растягиваться. Путь был не простой и все внимание уходило, чтобы не сбиться с тропы и не соскользнуть вниз по склону.

Впрочем не скажу, что все было как-то особо экстремально. Просто постоянно находишься в напряжении, внимательно следишь за тем куда ставишь ногу и от этого быстрее устаешь. Тропа, как назло, становилась все уже, пропадала под листьями и если бы не частая маркировка, то порой она была и не всегда очевидна. Иногда мне казалось, что мое движение по направлению из прошлого похода было даже лучше, чем эта тропа официального маршрута. Но возвращаться было не резонно. Большая часть пути была пройдена, туристическая стоянка Курлюк-Баш была все ближе, мы наконец-то шли абсолютно правильно (прям по официальному маршруту), да и народ не изъявлял желания возвращаться и сказал, что нужно хотя бы раз пройти 135-ый правильно. Для галочки. Так и двигались. Правильно. Аккуратно. Медленно.

Самая тяжелая часть закончилась возле автомобильного брода. Осталось преодолеть небольшой пригорок и выйти на стоянку. Сквозь деревья начало проглядывать солнышко и уже скорее хотелось выйти из промерзшего ущелья на солнечный свет.

Тут, как назло, у одного из членов группы отрывается подошва. Останавливаемся, находим шнурки и привязываем подошву на то место, где она должна находится. Переваливаем пригорок и наконец-то видим свет.

Солнце на поляне т\с Курлюк-Баш эффектно подчеркивало борьбу наступающей зимы и уходящей осени. В тени, там где солнце не могло добраться до земли, густо лежал иней, а на солнечной стороне кое-где была видна зеленая трава. Присутствие солнца поднимало настроение и хотелось побыстрее выбраться на поляну и погреться.

Перед подъемом решили не кушать. Фотографы снимали иней на солнце, нефотографы перекусывали сухофруктами, шоколадом и орешками. И те и другие копили силы перед предстоящим подъемом. Копили до тех пор, пока не была съедена вся мелочь из всех карманов. Отогрелись и начали подъем. И тут на своей шкуре смогли убедится насколько быстро может меняться погода в горах. Еще полчаса назад было малооблачно, но вдруг, как по мановению волшебной палочки, откуда-то полез туман и полностью скрыл поляну, где мы только что стояли.

Было обидно. Мы надеялись на хорошие виды, а обезьяна плотными волнами накатывала на ближайшие вершины и скрывала все, что было под нами. Но деваться некуда и мы продолжили подъем. Ко всему прочему, дорога шла по освещенной стороне, где еще 5 минут назад грело солнце, снег подтаял и дорога превратилась в грязевую кашу. Вот идешь и не знаешь, что хуже: цепляться за склоны, чтобы не скатится по скользкому инею или пытаться вырвать ботинки из цепкой липкой грязи.

По мере подъема туман то накатывал, то отползал и в конце, когда дорога выровнялась, появилась надежда, что туман, как минимум, не будет сплошным и мы что-то увидим.

Из тумана показалась покрытая инеем поляна Курлюк-Баш. Полчаса назад мы были там, а сейчас она так далеко внизу.

Туман рвало ветром, дорога широкая и почти без уклона, грязь куда-то пропала, воздух морозный, солнце пригревает. Что еще нужно для хорошего похода? Ну разве что еще чуть-чуть хороших видов. Природа припасла их для нас и чем ближе мы подходили к Замане тем больше она вознаграждала нас за терпение.

На самой горе Замана было холодно из-за пронизывающего ветра, но открылся хороший вид на плато Чатыр-Даг.

Здесь не выдержали низкой температуры и моей забывчивости аккумуляторы фотоаппарата и приказали долго жить. Пытался разогревать их в руках, но все бесполезно. Разрядились в ноль, я выдавил из них все возможное и невозможное. Впрочем и фотографировать дальше было нечего. Туман окончательно сдуло. И если в прошлом походе туман сделал эту часть пути самой интересной в фотографическом плане, то в этот раз смотреть и фотографировать было категорически нечего.

Дальше наш маршрут ничем не отличался от моего одиночного похода. Мы достаточно быстро добрались до т\с Буковый кордон. Родник на Кордоне замерз. Не останавливаясь двинулись к т\с Малиновая. По пути еще раз проведали так понравившийся мне Родник на Малиновом ручье. По сравнению с прошлым разом дебет воды стал больше. Отмылись от грязи, набрали водички и двинулись дальше. Как и в прошлый раз по 139 маршруту вышли в Перевальное, откуда и выдвинулись домой.

Статистика похода.

Карта с маршрутом:

Накладываем наш трек на карту:

Еще раз кратко пробежимся по маршруту. Начинаем возле трансформаторной подстанции №8. Подходим к источнику мокрый грот (2.4 км. пути). На 6,4 км. пути выходим на поляну с т\с Курлюк-Баш, а затем начинаем подъем на Заману. 10,2 км. пути - находимся на горе Замана. Родник возле Букового кордона - 14,0 км. пути. Родник в Малиновой балке - 15,4 км. пути. Т\с Малиновый ручей - 16,5 км. И выходим в Перевальное возле конечной троллейбуса №1.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Накладываем наш трек на Google Earth. И смотрим наш трек в 3D.

График профиля высот:

Удивительно как незаметно, но достаточно уверенно мы набирали высоту, двигаясь по каньону реки Курлюк-Су. На 6,4 км. пути мы вышли из каньона на поляну Курлюк-Баш и потом резко двинулись вверх. Может создаться обманчивое впечатление, что самой высокой точкой нашего путешествия была гора Замана, но это не так. Если внимательно посмотреть, то максимальная высота была когда подъем завершился поворотом дороги на 90 градусов в западном направлении и мы начали двигаться в сторону Заманы с потерей высоты. Вот поэтому нам так хорошо шлось и дышалось. Замана выглядит небольшим пиком на почти ровном плато. Спуск, опять же, не связан ни с каким объектом. Еще не доходя до Букового кордона мы начали активно терять высоту и именно с этого момента на профиле высот начинается наш спуск. С Букового кордона мы начали терять высоту более стремительно, спускаясь к Малиновому ручью. И так продолжалось до конца нашего маршрута - села Перевального.

Минимальная высота: 442 метра.
Максимальная высота:  1158 метра.

График скорости в зависимости от расстояния:

И добавить особо нечего. Начали бодренько. До Мокрого грота шли хорошо, потом немного медленнее. Подъем от Курлюк-Баш еще медленне по скорости. Зато потом скорость значительно выросла и не опускалась до самого конца пути.

Средняя скорость составила: 3,4 км\ч.

Гистограмма скорости:

Гистограмма в этот раз выглядит несколько необычно. Весь маршрут можно разбить на две логические части: первая половина - это подъем по инею и грязи, а вторая - движение по плато и спуск, из-за этого есть два различимых пика скорости: 2 км\ч и 4 км\ч. Большую часть маршрута двигались со скоростью 4 км\ч. Зона 50% растянулась от 2 км\ч до 5 км\ч.

Суммарная статистика:

Начало похода: 07:51
Конец похода: 16:13
Общее время в пути: 8:22:05
Остановки в пути: 2:49:14
Движение в пути: 5:32:51
Средняя скорость: 3,4 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,4 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 20,360 км. (48% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 878,0 м. (10% высоты горы Эверест).

Хороший получился поход. Морозный воздух, красивые виды, неплохой темп. Этим маршрутом мы закрыли 2012 походный год. С одной стороны жаль, что так получилось. У нас был запланирован еще один поход, но погода внесла свои коррективы. Ледяной дождь 20 декабря покрыл дороги сплошным гололедом и мы не смогли выбраться из Евпатории. С другой стороны почему бы не закончить год этим маршрутом? Часть пройденного пути была когда-то частью моего первого многодневного похода. На т\с Курлюк-Баш я впервые ночевал в своей новенькой палатке, привыкал к походному быту, пробовал его "на зуб". Помню как на первой ночевке лиса пробовала нас "на зуб, а точнее с жутким хрустом грызла наши пластиковые судочки с едой, которые остались возле костра. Судя по всему мне понравилось, так как я до сих пор хожу по Крыму. Видимо закончить 2012 год в местах первой походной славы очень даже не плохо. И вообще это схоже со змеей, кусающей свой хвост в круговороте походных дней. Что-то начинается, а что-то заканчивается. И я рад, что этот круговорот не прекращается. Еще столько нехоженого, столько не смотренного, столько планов - все нужно успеть, все нужно реализовать. Переждем новогодние праздники и снова в путь. Только вперед!

До новых встреч в горах!

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Замана. Дубль два".

1. Дима, приятно читать рассказ,спасибо! Прошёл рядом, незримым участником!И фото красивые!