среда, 28 ноября 2012 г.

Замана. Однодневный поход 25 ноября 2012г.

Трансформаторная подстанция №8 - г. Замана - Буковый кордон - Малиновая балка - Перевальное


Описание похода.

Бывают ли у нас обычные походы? В прошлый раз мы запланировали не пешеходный маршрут и весь день катались на грузовике по плато Караби, а в этот раз обстоятельства сложились так, что планы относительно похода выходного дня были кардинально нарушены. Об обстоятельствах ниже. Этот поход необычен тем, что я прошел весь путь в одиночку. Не знаю насколько точно я повторил продуманный Лексеичем маршрут. Я знал только ключевые точки из описания, таким образом это будет моя интерпретация запланированного похода. 



В субботу мы с Леной ездили в Алушту и в Партенит (о посещенных местах я постараюсь написать позже). До Ангарского перевала даже накрапывал небольшой дождик, но мы надеялись, что "перевалим" и погода улучшится. Ожидания не оправдались. На Чатыр-Даге лежала плотная обезьяна, затем показалась плато Демерджи, которое также было покрыто густой облачностью. Среди прочего утром стало известно, что у некоторых членов группы возникли некоторые сомнения в целесообразности воскресного похода. Сначала возникли проблемы с денежными согласованиями, потом добавились сомнения относительно погоды. Вечером, мне сказали, что в результате внесенной неразберихи пришлось наш традиционный поход выходного дня отменить. Я возвращался в субботу из Партенита со смешанными чувствами. С одной стороны хотелось отдохнуть дома, с другой стороны меня не пугала погода и хотелось в горы. Хотелось подышать свежим влажным воздухом, наполненным запахом осенней листвы. Уже под Евпаторией я принял решение, что все-равно пойду в горы и пройду намеченный маршрут.

В воскресенье, выехав из Симферополя, я видел в небе голубые просветы и это вселяло надежду на то, что тучи все-таки раскидает. Но чем ближе к началу маршрута, тем призрачнее становилась надежда. Прибыв к 8-ми часам утра к трансформаторной подстанции я окончательно разуверился в возможном улучшении погоды. На Чатыр-Даге была такая же плотная обезьяна как днем ранее, над головой весели сплошные серые облака. Хорошо еще, что дождя нет. Перейдя пересохшее русло реки Курлюк-Су я вошел в лес. Эта часть пути была мне знакома. Этим маршрутом мы уже дважды пользовались, когда шли в сторону т\с Курлюк-Баш. И хотя оба раза путь сильно разнился, но мосты через русло реки я запомнил хорошо и уже через несколько минут увидел их за очередным поворотом. Река без воды - грустное зрелище. Но еще печальнее смотреть на сложенные из бревен мосты, которые сейчас абсолютно не нужны. 




Первые два моста я минул по полностью пересохшему руслу, третьим воспользовался, чтобы пересечь навалы веток в русле реки. Дальше старался идти по официальному маршруту. Маршрут 135 хорошо маркирован. Маркировка свежая, нанесена часто и запутаться будет тяжело. Для особо одаренных нарисованы стрелочки, где нужно поворачивать. Такой заботы о туристах давно не видел. Начало пути было очень позитивным. Ветра нет; маркировка тропы четкая; запах опавших листьев был именно такой, как я хотел; настроение от этого улучшалось с каждым шагом. Для себя я решил, что раз иду один, то нареку этот поход экспедиционным и по возможности посмотрю роднички и стоянки, которые будут попадаться на пути.  Всегда полезно знать, где лучше поставить лагерь, чтобы уединится от толп туристов. А если стоянка рядом с родничком - это же вдвойне прекрасно.


Первыми на моем пути должны были быть источники Мокрый грот, Замана-2 и Замана. К ним я и направлялся. Вплоть до домика лесника воды в русле не было, а выше волшебным образом появилась. Как же все-таки приятно, когда рядом с тропой еще и водичка журчит.


Незаметно я добрался до небольшой стоянки. Вот тут и вышел первый казус моего экспедиционного похода. Я не посмотрел в интернетах как выглядит Мокрый грот. Судя по карте грот должен был быть по правой руке от меня, но я решил не пересекать русло и не искать его. Тем более под это название подходило несколько природных полостей и выбрать какая из них нужная - задача не тривиальная.


Решил сосредоточиться на родниках Замана-2 и Замана. Тропинка к роднику Замана-2 была еле видна и возникали сомнения в том, что это вообще она. Из примечательных мест, где нужно искать источник Замана-2, можно назвать водопад с характерным натеком, который находится рядом с тропой. К сожалению, сейчас он не действующий.


Засыпанная листьями тропинка идет по левой стороне русла (правая сторона на фотографии выше). Сам родничок выложен камнями и находится на поляне.


Источник действующий. Дебет воды небольшой, но воду набрать вполне возможно.


Пора двигаться к источнику Замана. Вот тут вышла вторая загвоздка. Я бродил по склонам минут 20 в попытке найти тропу официального 141-го маршрута, который, судя по карте, примыкает к 135-му.  Два раза спускался к 135-му, прошел на пару сотен метров как назад, так и вперед, но ничего похожего на тропу не нашел. Просим подсказки у навигатора. Навигатор вообще показывает две тропы. Странно, что я вообще ни одной не могу найти. Так барражируя между предположительным расположением троп я начал подниматься вверх. После продолжительного и утомительного подъема по направлению, двигаясь по горизонтали то влево, то вправо я окончательно потерял надежду найти хоть какую-то тропу. Рискну предположить, что официальный 141-ый маршрут проходит по балке и заканчивается тем водопадом, что я показывал выше. Видимо тропа идет по руслу. Других версий у меня нет.


Вторая тропа (на карте ее нет) вообще является направлением. Судя по навигатору я находился на тропе. Через некоторое время барражирования я нашел пластиковую бутылку, но не придал ей значения. Потом, карабкаясь вверх, через несколько сот метров нашел еще одну пластиковую бутылку, которая горлышком указывала приблизительно в том направлении, в котором был источник. Понял, что все-таки я стою на тропе. Еще раз посмотрев по сторонам, глянув вниз и вверх, могу с уверенностью сказать, что тропой это направление можно назвать лишь условно. Большую группу по ней вести нельзя, с чувалами я бы здесь не пошел. Если нет конкретной необходимости, то сюда не стоит идти. Наверное было бы удобнее продолжить движение по 135 маршруту, до пересечения с тропой, уходящей к источнику Замана и по этой тропе двигаться. Еще лучше было бы уйти от домика лесника на север, развилка была, уходящую на север тропу я помню. Но возвращаться назад, чтобы проверить эти версии у меня уже желания не было. Было потрачено много времени, тем более я был на условной тропе, помеченной пластиковыми бутылками и до родника оставались какие-то несколько сот метров.


Выскочил на тропу, идущую к источнику Замана, на полсотни шагов западнее родника. После подъема по направлению эта тропа была видна, хотя и заметно, что ходят по ней не часто. Полузасыпана листьями, но читаемая, а после подъема по направлению, так и вообще шикарная. На фото ниже родник Замана (расположен по центру кадра) и та самая тропа, которая мне показалась шикарной после подъема по направлению. Видите ее? Нет? А я на ней стою.


Родник Замана сейчас полностью пересох.


Забегая вперед нужно сказать, что сейчас была пройдена самая сложная и запутанная часть маршрута. Дальше все будет много проще и понятнее. Я не читал никаких описаний, а пока ехал в троллейбусе составил для себя предположительный график: быть на горе Замана к 11 часам, на Буковом кордоне к 13 часам, а на т\с Малиновый ручей к 15 часам, чтобы до конца светового дня (максимум к 16 часам) спустится в Перевальное. Я все считал с запасом, так как маршрут мне незнакомый. Также были усугубляющие факторы: на вершине мог быть сильный туман и в любую минуту мог пойти дождь. Поэтому такие временные рамки я выбрал для собственного удобства и безопастности.

Через пять минут за источником Замана тропа выходит на грунтовую дорогу, которая без особых проблем позволяет добраться на вершину плато. Само плато встретило меня туманом и почти полной тишиной. Ни ветра. Ни людей. Даже птичек не было слышно. Вокруг, насколько хватало глаз, раскинулось белое море. Только хруст камушков под башмаками нарушал абсолютное спокойствие и тишину.


Я давно заметил, что во время движения при повышенной влажности на флисе образуется такая себе "изморозь". Капельки воды оседают на одежде, но влага не впитывается. Обычно такая "изморозь" у меня сзади на плечах и рукавах. Видимо потоки воздуха во время движения как-то завихряются и оставляют на верхней одежде свой аэродинамический след. В этот раз, попав туман, после выхода на плато я почти мгновенно и достаточно густо оброс изморосью.


До вершины горы Замана добрался быстро и без особых приключений. Посмотрел на время. На часах 10:40. Ну чтож, не плохо. Особенно учитывая сколько времени я потратил ползая по склонам в поисках троп.

На вершине снова вспомнил о своей последней навязчивой идее настроить альтиметр. Триангулятора нет, поэтому на глаз нашел самое высокое место. Положил навигатор на землю и получил высоту 1069 метров (по карте 1067). Подумал, что два метра это не столь уж и много, да и точно определить вершину затруднительно, поэтому отменил настройку и до следующего похода забыл об этом.




На вершине планируешь смотреть на просторы нашей необъятной Родины. И здесь, наверное, хороший вид, но не сегодня. Поэтому я не стал задерживаться и ушел с плато в лес, где в тумане наоборот интереснее, чем без тумана.

Двигаясь по дороге до пересечения с маршрутом 143 обратил внимание, что рядом с дорогой есть родничок, который помечен как исток Егерлык. Всегда хотел посмотреть откуда начинаются крымские реки. Пришел на место и облазил все в радиусе 50 метров, но истока так и не нашел. Зато увидел большие лужи в колее дороги именно в этом месте. Увидел красивую рощу, рядом с ней отдельно стоящую яблоню и примечательный камень.


Подумал, что если бы я был истоком реки, то мне бы понравилось начинать свое движение в такой рощице, вытекать из под такого символичного камня и утекать под яблоню.


Выйдя на маршрут 143 уже было решил единым марш-броском добраться до Букового кордона, как вдруг внезапно запротестовал живот. Он недовольно заурчал и активно начал требовать подкрепиться. Я за походом совсем забыл про обед. А тут еще и навигатор начал предупреждать о снизившемся заряде батарей. Взглянув на карту решил двигаться к источнику Мусарач. Мы с Леной весной в многодневном походе были на этом источнике. Именно здесь мы встретили хорошего дедушку, который подсказал нам, измученных подъемом, как лучше продолжить путь. Помню, что в благодарность отдал все леденцы, которые у меня были в карманах. Решил проведать знакомый источник, посмотреть сколько там воды и памятуя о том, что возле источника было кострище с удобными бревнами и большим плоским каменным столом заодно и перекусить там. Да, пускай он находится несколько в сторону от намеченного маршрута, но время позволяло сделать такое лирическое отступление.


Родник, несмотря на абсолютно засушливую осень, продолжает действовать. Дебет воды, по сравнению с весной, не такой большой, но все же достаточный, чтобы обеспечить водой в необходимых количествах.


Пополнив запасы энергии и воды двинулся на Буковый кордон с удвоенными силами. Нашел не отмеченную на навигаторе тропу и по ней вернулся на 143 маршрут.








Дорога была в удовольствие. Туман рисует красивые картины в лесу. Интересно. А ноги сами идут по дороге. Я не заметил как оказался на Буковом кордоне.


Я быть может прошел мимо, если бы не увидел в тумане ... нет, не ежика. И даже не лошадку. Хотя сначала я подумал, что это жеребенок. Но когда моя лошадка подняла голову и на голове обнаружились рога, я понял, что пора бежать, что ошибся.


Начал обходить импровизированный забор, чтобы не тревожить собак и был остановлен страшным хрюканьем, доносившимся как раз в направлении родничка. В тумане звуки несколько искажаются, так что я даже не сразу понял какой зверь у меня впереди. Аккуратно, стараясь сильно не шуметь, приблизился и увидел в тумане большую свинью, которая недовольно хрюкая отошла от лужи и пошла за забор в свои владения.


Родник на Буковом кордоне сухой. За забором возле колодца стоит устройство, которое я принял за насос. Хотелось посмотреть уровень воды в колодце, но лезть за забор не стал, чтобы не третировать собак. Да и некрасиво это как-то.

Время 12:45. Хорошо. Иду по графику.

Несмотря на туман, достаточно быстро разобрался в тропинках. Вспомнил последний многодневный поход и памятуя о том, что мне нужно придерживаться западного направления, двинулся по нужной мне тропе. Тропа хорошо маркирована. Маркировка свежая и хорошо видна. В начале тропы на некоторых деревьях красной краской написаны цифры 145, что несколько смущало. 145-ый маршрут уходит в противоположном восточном направлении на Партизанскую поляну. Я еще раз сверился с компасом. Я шел определенно на запад. И через некоторое время конфузящие меня цифры пропали, а тропа уверенно вилась в западном направлении.


Двигаясь по Малиновой балке и пройдя больше половины пути до т\с Малиновая увидел чудесное сооружение, аналогов которому я еще не видел нигде в своих путешествиях.


Еще более чудесным стало это сооружение, когда я подошел и понял для чего оно служит. Да, такого я еще точно не видел.


Каптированный родник, с укрепленной стеной, да еще и с таким шикарным навесом. Не часто такое встретишь. Родник на Малиновом ручье не пересох, дебет воды достаточно хороший.


На т\с Малиновая я был в 14:10 и стоя на развилке 139 и 140 маршрута думал куда мне двигаться. Весной мы с Леной прошли по 140 маршруту и видели два родника. Можно было проверить как обстоят дела на них. С другой стороны 139-ый ведет сразу в Перевальное и по нему я еще не ходил. Это и стало решающим фактором. Иду по 139-му.


Как и 142 маршрут, 139-ый также хорошо маркирован, также со стрелочками. Метки яркие, сделаны часто. Да и тропа переходит в проселочную дорогу. Заблудится невозможно. Есть время покрутить головой по сторонам. Здесь деревья не полностью облетели и лес все еще выглядит по-осеннему.



Маркировка есть на столбах даже в Перевальном. Маршрут маркирован капитально. Вопросов нет.

На конечную остановку троллейбуса №1 я прибыл в 14:50. Подождав троллейбус около 3-5 минут, запрыгнул в него и выехал в Симферополь.

Статистика похода.

Накладываем наш трек на карту.


Еще раз кратко о маршруте. Начало на трансформаторной подстанции №8. Мокрый грот, источник Замана-2 (2,8 км. пути). Источник Замана (3,8км. пути). Гора Замана (5,3км. пути). Источник Мусарач (8км. пути). Родник возле Букового кордона (10,8км. пути). Родник в Малиновой балке (12,2 км. пути). Т\с Малиновая (13,5км. пути).


График профиля высот:


Хорошо видно, что найдя источник Замана-2, я спустился обратно к тропе и искал маршрут 141 или хотя бы что-то похожее на тропу. Не найдя снова вернулся к Замана-2 и пополз вверх по направлению. И хотя после источника Замана есть небольшой пологий участок, но затем высота начала расти так же стремительно, как и раньше. Но я этого абсолютно не почувствовал. Все-таки идти по дороге проще, чем скользить по мокрым листьям. Из профиля высот видно, что гора Замана не была высшей точкой моего путешествия. Чуть позже горы я все-таки еще поднялся выше. Затем хорошо виден спуск к роднику Мусарач и возвращение на маршрут 143. Где-то напротив источника Олений я начал свой спуск. После Букового кордона спуск в Малиновую балку лишь усилился и непрерывно продолжался до окончания маршрута.

Минимальная высота: 449 метров.
Максимальная высота: 1090 метров.


График скорости в зависимости от расстояния:


Хорошо виден провал в скорости от ист. Замана-2 до ист. Замана. Скоростная яма. Дальше подъем с похожим уклоном, но по дороге. Сразу видно насколько скорость выше. Хотя определенно сказать выиграл я или проиграл по времени, идя по "сокращенке", не могу. Но думаю определенные выводы можно сделать. В конце пути, когда фотографировать уже было нечего, скорость стала равномерной и достаточно высокой. 

Средняя скорость составила: 3,4 км\ч


Гистограмма скорости:


Интересный график. Хорошо видно, что движение в группе отличается от личного ритма. Собственный ритм более равномерный. И хотя большую часть времени я, как и обычно, шел со скоростью 4 км\ч, но зона 50% растянулась от 2 до 5 км\ч. Когда идешь в группе зона 50% узкая, ты или идешь со своей скоростью, или стоишь и ждешь остальных.


Суммарная статистика:

Начало похода: 8:11
Конец похода: 14:49
Общее время в пути: 6:38:05
Остановки в пути: 1:52:06
Движение в пути: 4:45:59
Средняя скорость: 3,4 км/ч. 
Средняя скорость с учетом остановок: 2,5 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 17,200 км. (41% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 818,0 м. (9% высоты горы Эверест).

Этот трек по статистике можно сравнить с походом на Парагильмен. Длина различается на 0,5км. Суммарный набор высоты различается менее чем на 50 метров. Цифры очень похожие. На час меньше общее время в пути. И ровно на этот час у меня меньше остановок. Движение в пути совпадает почти точно (разница всего в 10 минут). Средняя скорость такая же. А вот средняя скорость с учетом остановок прогнозируемо выше, но всего-лишь на 0,3 км\ч. Начало маршрута подпортило эту величину. По времени я раньше начал, поэтому и раньше закончил маршрут.

В списке походов статус данного похода значится как "отложен". Но в этот раз статус ко мне не применим. Для себя, в уме, я поставил статус "проведен". И думаю, что поход проведен достаточно интересно и продуктивно.

Мне нравится ходить соло. Никто не жужжит над ухом. Тихо и спокойно. Идешь в своем ритме. Никого не нужно подгонять и тебя никто не подгоняет. Учитывая как сильно я в последнее время начал уставать от больших толп людей, то это прям отдушина какая-то. Да, я осознаю опасность путешествия по горам в одиночку. Но на рожон и не лезу. Небольшая компания уж точно не повредила бы. Но и без нее хорошо. Мне не бывает скучно одному. Вообще считаю, что скучно бывает только скучным людям. А если у тебя есть увлечения, интересы в жизни, какие-то цели, то тебе никогда и нигде не будет скучно. Даже в горах. Даже в одиночестве. Ведь здесь мы, как никогда, близки со своими мыслями. 

До новых встреч в горах.

Полезные ссылки:

Социальная сеть туристов: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Замана".

Комментариев нет:

Отправить комментарий