пятница, 14 декабря 2012 г.

Путешествие из Качинской долины в Бельбекскую. Однодневный поход 09 декабря 2012г.

Пещ. мон. Качи-Кальон - Качинская долина - Алимова балка - урочище Медведь - Бельбекская долина - пещ. мон. Челтер-Коба - Сюйреньская крепость

Описание похода.

Задание на наш поход выходного дня звучало так: "Из Качинской долины в Бельбекскую долину через Алимову балку". Разработка маршрута была доверена мне. Также я должен был провести группу по разработанному мной маршруту. И хотя я уже водил группу (например, на Яузларские водопады и по Боткинской тропе), но там мы шли по ранее пройденному пути. Впервые мне предстоял весь цикл работ: от разработки маршрута до его реализации. Впервые же примерил на себя шкуру "ведущего полупроводника" - так мы называем человека, который ведет группу в походе. О том как все удалось судить не мне. Но я могу рассказать, как все происходило.

Путешествие между двумя долинами: реки Качи и реки Бельбека, мне показалось слишком простым, да и коротким по времени. Поэтому было решено ввести в маршрут две бонусные локации. Первая - пещерный монастырь Качи-Кальон (понимаю, что все там были, но на то он и бонус - можно посещать по желанию). Второй - пещерный монастырь Челтер-Коба и Сюйреньская крепость (многие и здесь бывали не по одному разу, но этот бонус нужен был для того, чтобы в случае хорошего хода заполнить чем-то интересным оставшийся световой день). Забегая вперед могу сказать, что мы успели посетить оба бонусных объекта. Но, справедливости ради нужно сказать, что в Качи-Кальоне мы пробыли больше, чем могли себе позволить, а в Челтер-Коба и Сюйреньской крепости меньше, чем могли бы быть.

Около 8 часов мы в начале маршрута. Я был поражен количеством измороси. Иней был везде: на земле, на деревьях, на траве, на камнях.

А некоторые растения маскировались под заиндевевшие.

Пожалуй, если в Бахчисарайском районе такие температуры, то ожидать от погоды снисхождения в следующих походах не стоит.

Идти было несколько скользко. Но мы без проблем поднялись до Качи-Кальона. Сначала прошли скит святой Софии - это скальная церковь, возведенная в византийскую эпоху, скорее всего иконопочитателями в VIII-IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 г., а затем в XIX столетии был восстановлен. Эта пещера рукотворная, как и большинство пещер в крымских поселениях. В большом обломке скалы высечено помещение овальной формы, длиной чуть больше пяти метров, шириной около двух с половиной метров и высотой выше двух метров. Но наиболее впечатляющая часть Качи-Кальона - так называемый Четвертый Грот.

Грот представляет собой гигантскую естественную арку высотой около 70 метров. В самом гроте некогда был монастырь. Здесь находится источник св. Анастасии Узорешительницы: просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливалась в круглой купели. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы и высечен крест.

На стенах некоторых пещерных церквей хорошо сохранились следы надписей на греческом языке и изображения крестов. Отдельные пещеры вырублены не только в скальном массиве, но и в отколовшихся от него гигантских глыбах, зачастую лежащих прямо у дороги. Вообще с точки зрения современного человека тяжело представить как здесь могли жить люди и как они здесь выживали. С этими мыслями, ежась от утренней свежести, я покидал пещерный город и монастырь. Нас еще ждал долгий путь и мы направлялись к началу нашего основного пути - Алимовой балке.

Как и многие места в Крыму - Алимова балка окутана древними легендами и мистикой. Меня первым делом предупредили, что в балке мистическим образом теряются туристы, хотя, казалось бы, где там можно заблудится? Мне порой кажется, что зайти в Алимову балку тяжелее, чем выйти. Из-за раскинувшейся усадьбы с одноименным названием приходится делать существенный крюк, обходя огороженные владения. Но не будем о грустном. Балка нас встречает непродолжительным, но достаточного крутым подъемом, который вскоре переходит в более пологий. В верховьях балку пересекает два оврага: Биринджи и Экинджи. За Биринджи по левой стороне вскоре появится Алимовов навес, который раньше был стоянкой древнего человека, а сейчас часто служит туристическим лагерем. По правой стороне тропы камень женской силы.

В овраге Экинджи расположен родник. Все его знают, но на карте он не обозначен. Для верности его называют Нижний Качнедже, а обозначенный на карте как Качнедже - Верхний Качнедже. Родник каптирован. Даже сейчас дебет воды хороший. Вода чистая и вкусная. В очередной раз хочу найти родник Верхний Качнедже, но снова нет времени это сделать.

Есть в этой балке пещера, которая также называется Алимовой. Совпадения неслучайны. Легенды гласят, что некогда в этих краях обитал разбойник Алим, грабящий богатых и помогающий бедным. Крымский аналог английского Робин Гуда. Одно из преданий гласит, что дух этого благородного разбойника до сих пор властвует в ущелье, поэтому пройти без проблем его может лишь смелый духом человек с чистым сердцем и добрыми умыслами. Исходя из того, что мы прошли балку без проблем и не потерялись, могу делать выводы, что с сердцем и помыслами в нашей группе все хорошо.

Поднявшись по Алимовой балке можно дойти на край Кызыл-Бурун. Вид с нее всегда прекрасен. И хотя вдалеке клубились облака, но воздух был морозный и чистый. Видимость отличная. Правда задерживаться надолго здесь мы не могли. Впереди нас ждал длинный путь. Температура поднималась, иней стал таять и дорога начала превращаться в кашу. 77 маршрут ничем больше и не запомнился.

Дальше можно двигаться двумя путями: продолжать движение по 77 маршруту и спустится в Бельбекскую долину по Змеиной балке, а можно перейти на 79 маршрут и спустится в Малое Садовое через урочище Медведь. Я решил идти по 79 маршруту. У меня были большие ожидания от горы Каслибаш. Надеялся на хороший вид. Гора находится на перевале между Качинской долиной и Бельбексой.  А пройти по Змеиной балке мы сможем как-нибудь в другой раз.

79-ый маршрут - это движение по лесу с небольшим, но постоянным уклоном вверх. Не скажу, что идти тяжело, но ничего интересного по пути не встречается. Лес да лес. Мне хотелось побыстрее проскочить это место, поэтому, видимо, набрал хорошую скорость. Настолько хорошую, что люди начали жаловаться. Учту это в дальнейших походах, если доверят еще раз вести группу.

Приближаясь к горе Каслибаш мы почувствовали на себе, что подходим к перевалу. Ветер сначала шуршал по кронам деревьев и чем ближе мы подходили к перевалу, тем больше чувствовали на себе изменяющиеся условия. Сама гора Каслибаш в целом оправдала ожидания. От открывшегося вида перехватило дыхание. Впрочем дыхание перехватывало и от ветра, который обрушивался с такой силой, что впору было привязывать себя веревкой к дереву, чтобы не сдуло. Фотография ветер не передает, но виды передать может.

К сожалению мы не могли долго находится на видовой, так как ветер буквально пронизывал насквозь. Оттащив всех от обрыва двинулись вниз в Бельбекскую долину. Сначала была хорошая проселочная дорога, которая, через некоторое время, превратилась в узенькую тропку. Само урочище Медведь (или Кара-Дере) - небольшое по длине ущелье на юго-западной оконечности массива Курушлюк, ограниченное с севера массивом скал Топчи-Кая, а с юга скалами Арман-Кая. Ничем особо примечательным не отличается. В верхней части ущелье пологое поросшее лесом, а в нижней - узкое, достаточно крутое, изобилующее осыпями и безлесное. Возможно весной по нему интересно идти, наверное все зеленое и уютное. Хотя и зимой урочище было достаточно приветливым. Укрыв нас от ветра и таким образом буквально обогрев. Узкая часть урочища встретила нас достаточно неприятным спуском по сыпухе, благо спуск был коротким, а камни сухими.

В конце опасной части спуска находятся два родничка, которые не обозначены на карте. Один из них рядом с тропой и его хорошо видно, а чтобы найти второй нужно проследить глазами вверх, куда уходят трубы. Дебет в родничке небольшой. Водичка еле-еле сочится из расселины.

Дальнейший спуск был много легче, дорога снова расширилась до проселочной. Отличные виды на скальный массив Куплю-Кая по правой руки.

По левую руку вид почти не закрыт горами, поэтому видно достаточно далеко.

Так и посматривая то по левую сторону от дороги, то по правую, ну и не забывая смотреть под ноги, мы доходим до села Малое Садовое. Переходим через дорогу и немного не доходя до первых домов Верхнего Садового попадаем на мост через реку Бельбек. Фактически наше сегодняшнее задание выполнено. Мы прошли из Качинской долины в Бельбекскую. Остался лишь бонус в виде пещерного монастыря Челтер-Коба и Сюйреньской крепости. Времени до заката осталось не много, поэтому пришлось торопится. Начинаем идти по 15 маршруту, но важно вовремя с него свернуть, чтобы не уйти слишком далеко в сторону от нашей цели. Развилка находится на самом краю села. И если маршрутная тропа уходит направо, то наш путь лежит по левой дороге через какую-то местную чайхану или кафешку с фигурами Шрека и осла из мультика. Дорога проходит через место массового отдыха, где часть группы решила остаться, а остальные пошли дальше. Проселочная дорога переходит в тропу и продолжает забирать вверх. Тропок несколько, но все они ведут в одно место. Через некоторое время выходишь к перекрестку с православным церковным крестом. Направо лестница в монастырь, а прямо тропа на Сюреньскую крепость и гору Утюг (Бурун-Кая). Мы сначала решили посмотреть на пещерный монастырь, сходили к роднику, посмотрели на купель, но купаться не было времени. Вернулись к монастырю, а затем вернулись к развилке с крестом.

К Сюйреньской крепости ведет много разных тропок, мы же решили сократить. Проходя грот с родником (возле него еще есть деревянная скамейка) нужно посматривать влево. Наверх будет уходить тропа, которая позволит несколько сократить путь, хотя и придется подниматься по камням. Тропа позволила подойти к крепости на закате и многие пожалели, что у нас осталось слишком мало времени, чтобы осмотреть гору Куле-Бурун и сходить на Бурун-Кая. Да и остаткам крепости можно было уделить больше времени.

Как полагают некоторые источники Сюйрен - в VI-XI вв. византийская крепость, которая в XII-XIII вв. приобретает черты небольшого городского центра. Расположена на мысе Кулле-Бурун в 1 км к югу от с.Малое Садовое (бывшее Кучук-Сюйрен). Мыс Кулле-бурун перегораживают две куртины, сходящиеся под углом 132 гр. к круглой башне, выдвинутой во фронт обороны. Общая протяженность оборонительной стены - 110 м. Толщина стен 2,5 м, сохранившаяся высота - 4-4,5 м. Стены башни несколько тоньше - 1,5 м. Башня двухэтажная сохранилась в высоту до 10 м. Полная ее высота с парапетом и мерлонами около 12 м. Наверху башни располагалась открытая боевая площадка. К юго-западу от башни находилась потерна, а с северной стороны - ворота. Стены укрепления двухпанцирные. Сложены из хорошо отесанных квадров с соблюдением горизонтальности рядов по системе чередования ложков и тычков. На первом и втором этажах располагалось по три бойницы.

Площадь укрепления около 1,7 га. Внутрикрепостная территория была плотно застроена. На поверхности четко видны следы построек. В городище практически не оставалось свободной территории.

У северного обрыва мыса Кулле-Бурун Ю.С.Ворониным в 1980 году был открыт потайной ход, с помощью которого можно было незаметно покинуть крепость.

Сюреньская крепость - это один из наиболее загадочных и малоизучееных "пещерных городов". Достаточно сказать, что сооружение укрепления различные исследователи датировали от VI до XII вв. Несомненно, что возведение оборонительных стен, судя по их архитектурному решению, связано с деятельностью византийской администрации, и произошло это до Х в. А вот на этом этапе, имеющиеся на данный момент археологические материалы не позволяют однозначно ответить. То ли это случилось в конце VI - начале VII вв., тогда Сюреньская крепость была основана одновременно с Мангупской и Эски-Керменской, то ли возведение крепостных стен на мысе Куле-Бурун произошло в середине IX в. и связано было с созданием в Крыму фемы Климатов. В тот период византийская администрация производила реконструкцию оборонительных систем ряда существовавших крепостей и, возможно, для защиты подступов к центру Крымской Готии - Доросу, и для контроля пути на Южный берег (рядом с Сюреньской крепостью проходит и ныне функционирующая дорога, ведущая из Внутренней гряды через Ай-Петри на Южный берег) и возводится новое укрепление. Значение Сюреньской крепости возрастает во второй половине XIV в. - она становится северным форпостом княжества Феодоро. Вероятно, укрепление функционировало до 1475 г., когда было захвачено и разгромлено турками. Вполне возможно, что в XVIII в., а вероятно, и ранее, это поселение называлось Сциварин и находилось на территории проживания крымских готов. (по материалам сайта: http://luant.index.msk.ru).

Но решение исторических споров мы оставим историкам. А нам пора возвращаться. По той же тропе, по который мы поднимались к Сюйреньской крепости, спускаемся вниз и доходим до села Малое садовое, где и садимся на автобус и едем домой.

Статистика похода.

Накладываем наш трек на карту:

Зеленый флажок - начало маршрута. Красный - конец. Мы двигались в юго-западном направлении. Наш путь начался с пещерного монастыря Качи-Кальон. Затем мы уходим в Алимову балку. Поднимаемся на Кызыл-Бурун. И дальше идем по 77 маршруту до первого излома на 90 градусов - это переход на 79 маршрут. Второй излом на 90 градусов характеризует выход к вершине Каслибаш, перевалу и к началу спуска в Бельбекскую долину. Далее движение по урочищу Медведь. Спуск в Малое Садовое, проходим Большое Садовое и поднимаемся к Челтер-Коба и Сюйреньской крепости.

График профиля высот:

В этот раз профиль высот изобилует спусками и подъемами. Первый видимый пик - подъем и спуск с Качи-Кальона. Затем подъем по Алимовой балке, который заканчивается почти вертикальным подъемом после родника. Идем без перепада высот по 77 маршруту. А далее набор высоты по 79 маршруту. На графике видно как мы незаметно, но достаточно быстро набирали высоту. После горы Каслибаш спуск вплоть до Большого Садового. Начиная с Большого Садового начинается новый подъем - на графике двойной пик. Первая часть пика - пещерный монастырь Челтер-Коба и спуск с него, второй - Сюйреньская крерость с последующим спуском до трассы.

Минимальная высота: 121 метр.
Максимальная высота:  591 метр.

График скорости в зависимости от расстояния:

На первый взгляд в этой "кардиограмме" ничего не возможно разобрать, но это только на первый взгляд. Хорошо видно как мы спустились с Качи-Кальона на дорогу и тут же набрали хорошую скорость, удерживая ее вплоть до начала подъема на Алимову балку. Набор высоты,  характеризуется спадом скорости, но мы достаточно быстро поднялись. Далее провалы из-за остановки возле родника, перекус. А затем снова движение. И снова с очень хорошей скоростью. Самое интересное в том, что мы сначала двигаемся по ровному 77-му маршруту, затем набираем высоту по 79-му до перевала и спускаемся до сыпухи с одинаковой скоростью. Хорошие показатели. Хороший темп. На сыпухе скорость значительно снижается, но как только этот участок был пройден, скорость снова возрастает и мы снова движемся с прежним темпом. На Челтер-Коба поднимаемся с небольшой потерей скорости, спускаемся также быстро, а вот подъем на Сюрень дался значительно тяжелее. Возле самой крепости и затем, на спуске с нее, двигались несколько медленнее обычного темпа, но незначительно.

Средняя скорость составила: 3,9 км\ч.

Гистограмма скорости:

Ну чтож. Весьма и весьма похвально. Наконец-то мы двигались большую часть маршрута со скоростью 5 км\ч. Зона 50% растянулась от 3 до 5 км\ч. Очень хорошо.

Суммарная статистика:

Начало похода: 08:08
Конец похода: 16:55
Общее время в пути: 8:46:33
Остановки в пути: 3:21:42
Движение в пути: 5:24:51
Средняя скорость: 3,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,5 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 22,520 км. (53% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1030,0 м. (12% высоты горы Эверест).

Не рекордные, но вполне впечатляющие показатели. Вернее один рекорд мы таки побили - по суммарному набору высоты. Прошлый показатель был в походе по краю Большого каньона: 1024 м., а сейчас 1030 м. Также очень хорошо выглядят, во-первых: движение в пути на два часа больше, чем остановок в пути (обычно почти поровну); во-вторых: большую часть пути мы шли со скоростью 5 км\ч. От этого и средняя скорость подросла до 3,9 км\ч.

Виртуальный тур по пройденному маршруту.

Мы поднимаемся и спускаемся, но на карте этого не видно. Прочь карты и двухмерное представление! Накладываем наш трек на Google Earth. И смотрим наш трек в 3D! Краткий тур о пройденном пути по ссылке ниже.

Хорошо прошлись. Почти побили рекорд по пройденному расстоянию (эх, нехватило всего каких-то 580 метров)! Но суммарный набор высоты все-таки чуть-чуть улучшили. Маршрут пешеходный. Может не особо удачный в фотографическом плане, но достаточно техничный. Некоторым не понравился темп, некоторым не нравилась местность. Но не все походы одинаково "полезны". Иногда больше ходим, иногда больше смотрим. В этот раз больше ходили, дышали морозным воздухом, смотрели что-то новое и пересматривали уже увиденное.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Социальная сеть туристов: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать