среда, 5 декабря 2012 г.

Мыс Меганом. Однодневный поход 2 декабря 2012г.

МЫС МЕГАНОМ.

Описание похода.

В продолжение похода выходного дня, после подъема на гору Ай-Георгий, в тот же день, посетили мыс Меганом. На Меганоме я во второй раз. Первый был в середине ноября 2010 года. Помню как я был покорен своеобразной красотой засушливого мыса. Как показал этот поход, мои дебютные впечатления не были обманчивы. Я во второй раз покорен. Вроде бы нет в нем ничего примечательного. Пустоши, да пустоши. Но тянет как магнитом.

Совсем недавно здесь был засекреченный район – из-за множества воинских частей. Это едва ли не последнее по-настоящему «дикое» место на крымском побережье, окутанное таинственностью, подогреваемой всевозможными слухами. Якобы и НЛО тут приземлялись и привидения шастают.

Площадь Меганома 20 квадратных километров. С востока Меганом гористый и малодоступный, с запада – более низкий, холмистый, с террасами и оврагами. Тропы на Меганом идут как вдоль берегов (длина береговой линии – 16км.), так и по его горбу, «в лоб» (самая высокая точка – 358м. над уровнем моря). Крымчане называют Меганом «местным Тунисом» - за жару и пустынный ландшафт. Это самое теплое и солнечное место Крыма.  Скалистые берега и склоны почти лишены растительности, очень активно развиваются процессы выветривания. Природа превратила меганомский песчаник в типичные «badlands» - «дурные земли». Идя по Меганому пешком понимаешь как он огромен, хотя издали кажется вытянутым и тонким. Это целая страна - пустынная, жаркая и безводная. Но не лишенная своего очарования - цветущая в начале лета и осенняя в своих редких, но ярких нарядах.

Геологи утверждают, что Меганом не похож ни на что другое в Крыму, он «геологически чужероден». Предполагают, что это часть крымской суши - Понтиды, погруженной когда-то в море, подобно сказочной Атлантиде. Геологи ломают головы над загадкой Меганома, а он продолжает хранить свои тайны.

Не могу передать ощущение, когда идешь на мыс Рыбачий. Краешек бухты показывается из-за уступа и ты уже предвкушаешь встречу.

Образно сказал о скалистом полуострове Максимилиан Волошин:
«Ах, в душе пустыня Меганома,
Зной и камни, и сухие травы...»

Еще в XIX веке на западных склонах Меганома можно было видеть внушительные развалины. С греческого языка Меганом – «большой дом», «большое поселение». Камень с развалин активно растаскивали на строительство деревни Токлук (совр. Богатовка), и уже к тридцатым годам ХХ века от развалин не осталось и следа. После спуска с Ай-Георгий, мы закончили свое путешествие в селе Богатовка. Теперь понятно, откуда такое название, из чего сложены дома и откуда в селе такая хорошая асфальтированная дорога. Весь "большой дом" разобрали и к себе перетянули, хитрые "богатовцы".

О том, какое имя носило древнее поселение, историки спорят до сих пор. На генуэзской карте начала XIV века между Солдайей и Каффой обозначены три портовых населенных пункта, ближайший из которых носил название Meganome. Предполагают, что так назывался не мыс, а поселение на территории теперешней Солнечной Долины. Ряд археологов локализуют на Меганоме еще и древнегреческое поселение Афинеон – но с ними согласны не все. Историки спорят, а Меганом – все так же хранит свои тайны.

Мыс Меганом считается одним из сильнейших мест по воздействию на человеческое сознание. Эти места овеяны почему-то печальной славой. Местные краеведы говорят, что поэты не слишком-то радостно отзывались о Меганоме. А чего стоят название местных скал – Акулий плавник, Черный парус… Люди сверхчувствительные утверждают, что на Меганоме действительно ощущается сильное действие энергий. А некоторые говорят, что эти энергии не очень дружелюбные. Почему так? Никто не знает. Меганом не собирается раскрывать свои тайны не перед кем.

Склоны выглядят так, как будто огромный сказочный дракон исцарапал их когтями.

В 1992 году на Меганоме был сооружен храм бога Шивы-разрушителя под открытым небом. Называют его по-разному: «город», «храм Солнца» (да, еще один), «шиваитский алтарь», «капище»… Считается, что здесь место с особенно сильной энергетикой. Помедитировать на улицах и площадях «города» буддисты со стажем приезжают издалека. Чувствительные люди говорят, что медитация в этом краю происходит как-то сама собой.

А мне кажется, что Меганом сам тоже медитирует. Скалистый полуостров живет какой-то своей собственной жизнью. И от этого становится еще более таинственным.

Статистика похода

Накладываем наш трек на карту.

Наш путь начался с автокемпинга "Меганом", где мы спустились на пляж и ушли в сторону мыса. Затем прошли скалы "Кающиеся монахи". Дошли мыса Рыбачий (2,1км. пути). Весь остальной путь мы шли по пустошам Меганома, пока не нашли удобное для купания место. Искупались (да-да, 2 декабря мы искупались в Черном море и я поставил свой личный рекорд закрытия сезона, тому есть фотографические доказательства, но в силу этических причин вкладывать их в этот отчет я не могу). После купания вернулись на автокемпинг тем же путем, что и пришли.

График профиля высот:

Это мог бы быть идеально симметричный график высот. Он почти таким и получился. Различия лишь в том, что в начале пути мы зашли на мыс Рыбачий, а на обратном пути его пропустили. И возвращался я верхней тропой, которая мне показалась даже легче нижней. Во всяком случае нет этого перепада высот, когда двигаешься через балку (и это хорошо видно на графике).

Минимальная высота: -3 метра (это так, что бы это не значило).
Максимальная высота:  83 метра.

График скорости в зависимости от расстояния:

Расстояние небольшое, перепад высот тоже небольшой. Остановки лишь для того, чтобы сделать кадр и, самая большая остановка, чтобы искупаться в неожиданно теплом зимнем Черном море. Но средняя скорость все-равно небольшая.

Средняя скорость составила: 3,3 км\ч.

Гистограмма скорости:

Все также, все тоже. Как чаще всего и случается, большую часть времени мы прошли со скоростью 4 км\ч. 50% времени шли со скоростью 2-4 км\ч. По-видимому в горах и на сравнительно равнинной местности мы показываем одинаковую скорость.

Суммарная статистика:

Начало похода: 13:47
Конец похода: 16:27
Общее время в пути: 2:39:47
Остановки в пути: 0:44:32
Движение в пути: 1:55:15
Средняя скорость: 3,3 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,4 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 6,620 км. (16% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 292,0 м. (3% высоты горы Эверест).

Хороший получился поход выходного дня. Насыщенный хорошими видами. С хорошей "фотографической" погодой. На Меганом мы попали на так называемый "золотой час". От лучей закатного солнца и без того "марсианский" мыс стал выглядеть еще более инопланетным.

Всего за день мы прошли 15,320 км. В переводе на нормальные походные километры, без всяких аппроксимаций, получится около 17 км. Не много, но и не мало. Вполне достаточно, чтобы вернуться достаточно бодрыми, но при этом полными впечатлений и фотографий. И с ожиданием того, что приготовит нам следующий поход.

До встречи в горах.

Полезные ссылки:

Социальная сеть туристов: "В Походе".
Использованы материалы: сайт http://www.on-line.crimea.ua и книга Дмитрия Тарасенко "Восточный крым". Симферополь, "Бизнес-Информ", 2012г.
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Мыс Меганом".