среда, 18 декабря 2013 г.

Три мыса Меганома. Однодневный поход 08 декабря 2013г.

Описание похода.

Автокемпинг Меганом - мыс Рыбачий - мыс Меганом - мыс Бугас - Бугаз.

Я помню, как во времена становления нашего туристического клуба, поднимался вопрос: "А какое место в Крыму сделаем нашим любимым? Место-покровитель, место-оберег, место-силы. Клубное место, куда мы будем из года в год возвращаться". Версий было множество, у каждого свои любимые места, свои предпочтения. Помню, среди прочих, чаще всего звучал Аю-Даг. Медведь-гора хороший походный символ и интересное место для посещения. Но время все расставило по местам. Место выбрало нас. За 3,5 года существования клуба мы три раза были на Меганоме. По факту, мы пропустили Меганом только в 2011 году, а побывали в 2010 году, 2012 году и теперь в 2013 году. Нет такого места в Крыму, которое мы посещаем с такой периодичностью. Даже плато Чатыр-Даг и плато Демерджи не могут похвастаться таким постоянством, хотя расположены ближе и удобнее нам для походов.

Чем привлекательно это место для эзотериков и мистиков я уже писал в прошлогоднем отчете и к этому не хочу возвращаться. Хотя нет, пару слов все-таки скажу. Кто регулярно меня читает, тот знает, как я отношусь ко всяческим местам силы. Индифферентно отношусь. Хорошие места силы, плохие места силы - для меня они все одинаковы. Каких-то особых вибраций я не чувствую ни там, ни там. Мне везде хорошо, у меня весь Крым одно большое место силы. Также индифферентно я отношусь ко всяким кришнаитам, буддистам, иудаистам, талмудистам, даосистам и прочим верователям во все возможные религии. Но так я к ним отношусь, пока они не лезут мне в душу. Пока они на Меганоме строили солнечные часы из гальки, алтари из камушков, организовывали места поклонения - все было интересно, гармонично и не нарушало общую целостность и природную красоту. Но они перегнули палку и своими действиями уродуют мыс. Они начали разукрашивать Меганом. Почти все камни разрисованы буддами, животными и абстрактными рисунками. За это уже можно отрывать руки. Такими темпами они перекрасят весь Меганом и превратят его в кислотное непонятное нечто.

И это самая малая часть их "творчеств". Дальше я постарался не фотографировать и не замечать этого "искусства". В остальном-то Меганом не изменился, а значит продолжает мне нравиться.

Начали, традиционно, неподалеку от автокемпинга "Меганом" и, двигаясь по "нижней" тропе, пошли вдоль кромки моря. С завистью смотрели на гору Сокол, которую подсвечивало скудное декабрьское солнышко. Мы же продувались морскими ветрами в тени горы Урманы-Усту.

Впрочем сильно отвлекаться на окружающие виды было чревато последствиями. Мокрая грязь заставляла ноги разъезжалась в разные стороны, а море норовило дотянуться и "лизнуть" ботинки участников похода. Но дальше берег стал шире и от набегающих волн удавалось спастись. В таких случаях можно выбрать "верхнюю" тропу, которая также проходима, как и "нижняя". Но когда мы искали легкий путь?

Прошли знаменитых "Кающихся монахов" - удивительные следы эрозии.

До мыса Рыбачьего (Кильсе-Бурун) добрались через 1 час 15 минут, но задерживаться не стали по двум причинам. Во-первых: ветер сдувал нас с края мыса, а те кто ноги промочил, полностью купаться почему-то не хотели. Во-вторых: мы хотели пройти все четыре мыса Меганома, поэтому задерживаться на знакомом нам Рыбачьем времени не было.

С края Кильсе-Бурун заглянули за склоны горы Урманы-Усту и увидели следующую цель - мыс Меганом вкупе с Меганомским маяком. Все на месте, ничего никуда не делось. Можно продолжать путь.

Пожалуй отсюда начинается самая видовая часть маршрута. Меганом раскрывается во всей красе. Мы смотрим на него как бы изнутри. И именно здесь понимаешь, насколько он не похож на остальные крымские места. Он единственный и неповторимый. Неповторим во всей своей необычной красоте. А еще Меганом чертовски живописен. Здесь живописно все - пустоши, бухты, нагромождения камней в воде и на суше. Это место настолько фантастическое, что еще долго не можешь понять, где же ты находишься и Крым ли это вообще?

Место это очень созерцательное, не терпящее суеты. Но в полной мере оценить его величие и грандиозность можно лишь начав подъем на мыс Меганом. Вот где красота бухт и пустошей открывается в полной мере. Чем выше поднимаешься - тем лучше становится панорама, тем больше захватывает дух. Оторваться невозможно. Сделал небольшое движение вверх, обернулся посмотреть, еще чуть-чуть поднялся и снова обернулся посмотреть. И с набором высоты ощущение восторга становится лишь сильнее.

На вершине есть лавочка, откуда открывается хороший вид на всю пустошь Меганома. И я, посидев на этой лавочке, могу вас заверить, что встать с нее очень-очень тяжело. Не потому что лень идти дальше, а потому что созерцание настолько захватывает, что отвести взгляд и продолжить путь категорически невозможно.

Впрочем, мы находимся недалеко от не менее живописного Меганомского маяка.

А в восточном направлении открывается вид на третий мыс - Бугас. С этой точки он чем-то напоминает знаменитый коктебельский Хамелеон и частично скрыт мысом Чобан-Бесте с вершиной Чобан-Басты.

Вместо того, чтобы пойти по дороге до воинской части и обойти урочища Бююк-Окче и Кучук-Окче, мы решили попробовать двигаться к горе Чобан-Басты кратчайшим путем, пересекая урочища, где это возможно. К сожалению мы потерпели полное фиаско. Уже на первом овраге (Бююк-Окче) мы не смогли найти более или менее подходящей тропы, чтобы удобно его пересечь. Мы видели, как охотники пересекли овраг, но нам спуск показался не очень удобным. Мы решили набирать высоту и искать более подходящую тропу. Но по мере подъема становилось понятно, что удобного пути через первый овраг нам не найти. Поэтому продолжая двигаться по натоптанной тропинке вышли... к воинской части. Таким образом сделали большой крюк от маяка, сначала потеряв высоту, а потом снова набрав ее.

Впрочем здесь уже видны ветряки Судакской ВЭС и об усталости быстро забываешь. Хочется побыстрее добраться до ветряных электростанций.

Земля мыса Чобан-Бесте находится в ведении Судакской ВЭС. Проход и проезд на территорию ВЭС категорически запрещен. Но, несмотря на все запрещающие таблички, решаем двигаться на вершину Чобан-Басты. С опаской поглядываешь на свистящие вверху лопасти работающих ветряков и в режиме скрытного перемещения, быстрым шагом "добегаем" до вершины Чобан-Басты.

На северо-востоке открывается красивый вид на Эчки-Даг.

На юге, где-то далеко в море, идет дождь.

На востоке, за Бугазом, виден четвертый мыс - Толстый. За ним горный массив Кара-Даг. А на самом горизонте виднеется Орджоникидзе, а справа от него, почти ровным конусом, видна гора Киик-Атлама.

Видовое место. Но ветер дует со страшной силой. Не зря здесь ВЭС построили. После 10 минут хочется спрятаться от пронизывающего ветра и немного отдышаться. Поэтому сходим по восточному склону Чобан-Басты и устремляемся к третьему мысу - Бугас. С подветренной стороны пасется много лошадей, видимо никому не охота мерзнуть на постоянном ветре.

До Бугаса рукой подать. Мне он запомнился совершенно невероятной структурой отложений. Как-будто древние строители выстраивали этот мыс, выкладывая слоями "кирпичи", перемежая их слоями "раствора". Такие у меня возникли ассоциации при взгляде на западный склон этого мыса. В любом случае на эту "кладку" лучше посмотреть своими глазами. Очень занимательное зрелище.

Уже на предыдущей фотографии виден закатный свет на склоне и облаках. А это значит, что времени осталось в обрез и на мыс Толстый мы сегодня не успеваем. Зато можно некуда не торопясь понаблюдать за закатом. Редкая возможность, которой не стоит пренебрегать.

Далее по единственной тропке спускаемся в овраг Богаз и говорим: "до свидания" этому удивительному месту.

Статистика похода.

Карта похода.

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
2,0 км.   - мыс Рыбачий;
3,6 км.   - Шиватский алтарь;
5,9 км.   - мыс Меганом и Меганомский маяк;
9,0 км.   - ветряки Судакской ВЭС;
10,9 км. - мыс Бугас.

Интерактивный отчет о походе:

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

График профиля высот:

Сначала идем по берегу моря, а затем видны три выраженных пика. Первый - это подъем от мыса Рыбачьего с последующим спуском к Шиватскому алтарю. Затем подъем на мыс Меганом с последующим спуском с него, в попытке пройти напрямую к вершине Чобан-Басты. Но попытка заканчивается неудачей, поэтому мы вынуждены набрать значительную высоту. Если двигаться от маяка напрямую к воинской части по асфальтированной дороге, то набор высоты уменьшается где-то в два раза. Мыс Бугас отличительных особенностей на профиле высот не имеет.

Минимальная высота: -11 метров (медленно уходим под воду).
Максимальная высота: 269 метров.

Суммарная статистика.

Начало похода: 09:39
Конец похода: 15:56
Общее время в пути: 06:17:38
Остановки в пути: 2:55:06
Движение в пути: 3:22:32
Средняя скорость: 3,3 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,8 км/ч.
Пройденный путь: 11,700 км. (28% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 729,0 м. (8% высоты горы Эверест).

Из запланированных четырех мысов мы прошли только три. Хотя особых поводов для расстройства это не вызвало. И удовольствие от похода не уменьшило. Зато появился еще один повод, чтобы вернутся в это чудесное и абсолютно уникальное место. Добраться до мыса Толстого и осмотреть его. Возможно начать с оного и пройти путь в обратном направлении до Судака. Или осмотреть Меганом сверху. Вариантов много. Только успевай воплощать их в жизнь.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: альбом "Мыс Меганом 2013".