пятница, 20 декабря 2013 г.

Крокодил, Сюйрень и Утюг. Однодневный поход 15 декабря 2013г.

Описание похода.

Гора Крокодил (Арман-Кая) - гора Топшан - скальный монастырь Челтер-Коба - Сюйреньская крепость - гора Утюг (Бурун-Кая) - пгт. Куйбышево.

Наш поход выходного дня в этот раз получил ироничное название: "Крокодилы, утюги и космонавты". А это значит, что мы отправляемся в сторону Бахчисарая, Красного Мака и Куйбышево. Будем путешествовать в живописных окрестностях Коралезской долины и Мангупа. Были опасения насчет грязи под ногами и дождя на головы, но погода не подвела и подарила нам превосходный поход по снегу; без ветра; с прозрачным, слегка морозным воздухом. Заснеженный Крым - зрелище непривычное и одновременно захватывающее. Такие походы обычно оставляют самые приятные впечатления, надолго остаются в памяти и дарят большое количество красивых фотографий.

Мы начинаем свой путь не доезжая до Красного Мака (сразу за мостом через реку Бельбек) и оказываемся у "головы" Крокодила. Крокодил - это небольшая вытянутая гора (или хребет), протянувшийся с северо-запада на юго-восток. Названа гора так, потому что со стороны Танкового она похожа на крокодила, пришедшего на водопой к реке Бельбек. Многие называют эту гору Драконом. Но есть у нее и историческое название - Арман-Кая, что с крымско-татарского означает "Скала над током (местом для молотьбы)".

Аккуратно взбираемся на "голову" Крокодила по обледеневшим камням и сразу становится понятно, что нам сегодня гарантирован красивый видовой поход. Еще десяток шагов и снег покрывает камни, идти становится проще, но скорость не увеличивается. До первой вершинки Крокодила, до которой пять минут пути, мы добирались полчаса! Никто не остался равнодушным, никто никуда не хотел идти, вид настолько захватывающий, что сдвинуть группу с места было практически невозможно.

После покорения первой вершинки положение только усугубилось и наш темп вообще упал до нуля. Панорамный вид на 360 градусов, из самого популярного среди туристов обзорного места, покорил нас. Красота невероятная. А снег добавлял графичности в открывшийся пейзаж.

Даже страшно говорить, сколько времени занял у нас поход по Крокодилу. Но заставить себя идти быстрее было практически невозможно. Темп возрос только тогда, когда мы начали спускаться с "хвоста" Крокодила и панорамные виды скрылись за деревьями.

Обзорность горы Крокодил, замеченная нами, использовалась с давних пор. В прежние времена эта гора служила передовым наблюдательным пунктом для пещерных городов Мангуп-Кале, Эски-Кермен, а также Сюйреньской крепости. Для удобства здесь были выдолблены две пещеры, которые находятся по разные склоны хребта.

С "хвоста" Крокодила хорошо видна гора Трапа (Тропан-Тепе), но на нее взобраться мы не смогли - слишком скользко и круто.

Поэтому начали пробираться по лесу к соседней вершине - Топшан. По снегу тяжело сказать, шли ли мы по тропе или нет, но на видовое место рядом с остроконечной скальной пикой выбрались без особых происшествий и достаточно быстро. Снова хорошие виды и небольшая остановка для рекогносцировки на местности. С видовой хорошо просматривается Крокодил. Сейчас мы его видим с "хвоста" и он немного повернут боком, "головы" не видно, как-будто действительно припал к реке Бельбек и пьет.

Возвращаемся на седловину между горами Трапа и Топшан, спускаемся по восточному склону, пока не выходим на проселочную дорогу, увиденную нами с вершины. С этой стороны гора Трапа похожа на большую жабу (или лягушку) с выпученными глазами.

По дороге развлекались тем, что рассматривали следы животных на снегу. Как нам показалось, мы увидели следы зайца, лисы, а следы крупного кабана шли параллельно нашим вплоть до пешеходного маршрута №15, где наши дороги разошлись.

Незаметно за разговорами делаем переход до Большого Садового. А здесь уже видны знаменитые три мыса. Слева направо: мыс Куле-Бурун, балка Кизильник, мыс Ай-Тодор, балка Хор-Хор, мыс Джаниче-Бурун.

Поднимаемся до развилки с крестом и уходим направо к пещерному монастырю Челтер-Коба. Название Челтер-Коба в переводе с крымскотатарского буквально означает Решётка-пещера или Пещерная решётка (крымскотат. çilter — решётка, сетка; крымскотат. qoba — пещера). Монастырь был основан предположительно в XIII—XIV вв. на северных рубежах княжества Феодоро, возле Сюйреньской крепости. Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату, но он был разрушен в XV веке. С начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

Тропа и ступеньки к монастырю сильно обледенели, с скального уступа падали сосульки, поэтому мы решили развернуться и уйти, не посещая монастырь.

Но, видимо услышав лай собаки, к нам вышел настоятель, вежливо пригласил посетить его обитель. В таких случаях как-то некрасиво отказываться. Быстро, насколько позволило обледенение на ступенях, взбираемся под каменный козырек, чтобы спрятаться от падающего льда. Нас всех пригласили внутрь храма и так совпало, что мы попали на службу. К тому же смогли услышать восстановленную звонницу в деле, но фотографировать себя монахи запретили.

Комплекс монастыря состоит из пещерного главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. На юг от монастырского комплекса находится источник, расположенный в начале балки Хор-Хор.

От родника мы уходим на юго-восток, пока не выходим на проселочную дорогу.

А там уже и до Сюйреньской крепости рукой подать. Древняя башня, сдающая всё больше в борьбе со временем, несмотря на усилия реставраторов советского периода; неплохо сохранившаяся юго-западная стена с калиткой для вылазок; руины северо-восточной стены с воротами –  традиционные составляющие экскурсионного маршрута по Сюйренской крепости.

Остатки фресок со сценами из жизни Христа и Богоматери позволяют сделать «нетривиальный» вывод, о том, что башня выполняла не только оборонительную функцию, но и служила культовым сооружением.

Фрагменты росписи находятся на уровне 2-ого яруса, над гнездами от деревянных балок межэтажного перекрытия. Некоторые повреждения фресок носят отчетливо «идеологический» характер и, скорее всего, являются проявлением иноверческого, чем атеистического рвения. Кроме основных стен и башни, в комплексе с обрывами мыса, образующих серьезное укрепление, к северо-востоку сохранилось разрушенное основание еще одной стены, пересекающей мыс, и служащей, по мнению неромантично настроенных исследователей, загородкой для баранов. Рядом с башней Сюрени - несколько вскрытых гробниц, характерных для крымских пещерных монастырей и "городов".

С краев мыса Куле-Бурун открывается красивый вид на окрестности.

К сожалению очень сильное обледенение камней не позволило нам добраться до высеченного на краю лика. Возвращаемся к башне, потом обратно по проселочной дороге до развилки, где поворачиваем налево, дорога переходит в тропу, разворачивается на 180 градусов и выводит нас на край еще одной очень видовой горы - Утюг (Бурун-Кая).

В конце маршрута кажется, что уже и снег надоел, и ничто не может удивить. Но с горы Утюг открывается новые, доселе не видимые для нас места, поэтому снова, как завороженный, всматриваешься в горизонт, пытаешься запомнить каждую мелочь, потому что все вокруг неимоверно красивое и фотогеничное. Вдалеке виднеется Чатыр-Даг со снеговой шапкой на вершине.

Виден массив Бойко, частично видна  Бабуган-Яйла, Ялтинская яйла.

Вид невероятный. А вот с наскальной живописью и ликами нам сегодня не везет. Сильное обледенение снова вмешивается в наши планы и не позволяет вести поиски изображения космонавта. Не зная точного расположения гротов рисковать и двигаться по оледеневшим склонам чрезвычайно опасно. К тому же солнце близилось к закату и было решено отправляться в Куйбышево через Тисовую рощу.

У вершины тропа хорошо читалась, но потом стала слабее. Хотя спуск каких-то особых трудностей не вызвал, но это все благодаря снегу. В некоторых местах я, как заправский сноубордист, катился по снежному склону. Если бы снег растаял и была грязь, то еще не известно сколько бы времени занял этот спуск и в каком состоянии загрязненности мы бы его закончили. А так, с помощью управляемого скольжения, и коротких переходов через пару десятков минут мы уже были на тропе, которая вскоре примкнула к проселочной дороге и вывела нас в Куйбышево.

Как раз вовремя. Солнце село и сумерки начали сгущаться, когда мы достигли трассы возле моста через Бельбек, откуда довольные и полные приятных впечатлений уехали домой.

Статистика похода.

Карта похода.

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
1,0 км.   - "спина" Крокодила;
2,0 км.   - "хвост Крокодила";
3,0 км.   - гора Топшан;
8,1 км.   - скальный монастырь Челтер-Коба;
11,0 км. - Сюйреньская крепость;
12,8 км. - гора Утюг.

Интерактивный отчет о походе:

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

График профиля высот:

Набор высоты от головы Крокодила заканчивается первый скальным пиком. Второй - более пологий симметричный пик также относится к Крокодилу. Затем спуск к хвосту и два рядом стоящие пика - это путь к горе Топшан. Пологий горб в центре похода - это переход между горой Топшан и скальным монастырем Челтер-Коба. Сам монастырь Челтер-Коба находится на середине заключительного "двухгорбого" пика высот. Сюйреньская крепость находится в нижней точке на стыке горбов "двухгорбого" пика. Заключительный пик (второй в "двухгорбой" связке) - вершина горы Утюг. А затем потеря высоты, связанная со спуском в Куйбышево.

Минимальная высота: 107 метров.
Максимальная высота: 481 метр.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:13
Конец похода: 16:21
Общее время в пути: 08:08:33
Остановки в пути: 3:16:03
Движение в пути: 4:52:30
Средняя скорость: 2,8 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,8 км/ч.
Пройденный путь: 15,100 км. (36% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 817,0 м. (9% высоты горы Эверест).

Живописный маршрут. Прекрасная погода. Снег и мороз. Отличный виды. Все вместе эти факторы сделали этот поход неповторимым. Мы начали наш путь около моста возле Красного Мака и закончили около моста на реке Бельбек в Куйбышево, проделав не очень большой, но очень увлекательный путь по красивым местам. Такие маршруты надолго заряжают положительной энергией и здоровьем. А значит полные сил и энергии мы готовы к следующему походу.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать.