среда, 24 апреля 2013 г.

Хребты Иограф и Кизил-Кая. Однодневный поход 21 апреля 2013г.

Ущелье Темиар - водопад Купель Дианы - исток реки Темиар - хребет Иограф - пещера Иограф - хребет Кизил-Кая - родник Бабу-Корыто - река Бал-Алма

Описание похода.

Так совпало, что этой весной мы часто ходим в окрестностях ялтинской котловины. 10 марта 2013г. прошли по Таракташской тропе, 11 апреля 2013г. с дружественным туристическим клубом я посетил Яузларские водопады, 14 апреля 2013г. мы посетили ущелье Уч-Кош и, продолжая походы выходного дня, в этот раз пройдем ущелья Темиар и Люка, хребты Иограф и Кизил-Кая. Изначально не было запланировано посещение хребта Иограф, а в случае дождя мы готовы были отказаться и от посещения хребта Кизил-Кая, пройдя по тропе рядом с арыком из ущелья Темиар в ущелье Люка. Но перефразируя известное православное изречение могу сказать, что человек предполагает, а погода располагает. Погода в очередной раз сделала финт ушами и подкинула горсть сюрпризов. Но обо этом и многом другом я расскажу в дальнейшем повествовании.

Походы по ущелью Темиар и ущелью Люка начинаются на окраинах Ялты, а Узенбашская тропа начинается в промышленной зоне. Многие крымские путешественники отмечают, что начало всех этих маршрутов не очень интересное. Сказывается близость "цивилизации" и ее влияние на окружающую природу - здесь много людей, постройки, склады и, соответственно, много мусора. Поэтому, когда мы планировали маршрут, то изначально предполагали проехать всю промышленную зону и как можно быстрее углубится в лес. Так и получилось. Мы доехали до последнего здания по улице Дарсановской и через минуту были на лесной тропке, а через десяток минут уже не было слышно городского шума и лая собак. Пока раскачивались и набирали темп, добрались до каптажа источника Темиар. Сейчас он помечен цифрой "1" и местными часто называется "родник №1".

В путеводителях по Крыму я не нашел информации как от истока Темиара попасть на хребет Иограф. Те ялтинцы, с коими мне довелось общаться, говорили, что скорее всего такой тропы  нет, что от истока Темиара можно выбраться на Кизил-Кая, но тропа там не очень уверенная, а последние 100-200 метров придется карабкаться по сыпухе. И лишь на сайте "Неизвестный крым" есть упоминание, что возле родника №1 есть указатель и одна из троп ведет на Иограф. Указатель действительно есть. И тропа есть. Поэтому пока большая часть нашей группы ушла к водопаду Купель Дианы, мы малой группой начали подниматься по предположительной тропе на хребет Иограф. На разведку нам дали 30-40 минут, поэтому сколько мы успели пройти за 20 минут, столько и прошли. Исходя из направления появилась надежда, что тропа действительно выходит на хребет Иограф.

А нам пора возвращаться. На спуске проверили еще одну тропу, которая вывела нас прямиком к "истоку" реки Темиар.

Слово "исток" я специально взял в кавычки. Фактически это не исток реки, а лишь один из притоков. Судя по карте исток находится гораздо выше, но искать его бесполезно. Он полностью убран в коллектор и под склонами хребта вода по трубам поступает в город. Трубы рядом с тропой кое-где видны, кое-где видны колодцы и даже подпорные стены. Но этот "исток" очень примечательный. Вода здесь сочится во многих местах, но самая зрелищная его часть бьёт из скалы вертикальным потоком. Интересное место. Мне такого еще не доводилось видеть и меня это впечатлило. Конечно, максимальный "вау-эффект" достигается весной, когда воды здесь много и она бьет с максимальной силой.

Ниже по течению находится водопад Купель Дианы. С нескольких высоких уступов потоки воды извиваются и падают в углубление, похожее на купель. Особенно красиво смотрится водопад Купель Дианы весной. Температура воды от 5 до 10°С и не сильно меняется в течении года. Легенды утверждают, что девушка или женщина, которая искупается в Купели Дианы, станет моложе и прекраснее. А молодым людям легенда советует остерегаться, потому что тому, кто увидит Диану, купающуюся в купели, грозят неприятности. Прекрасная богиня превратит его в оленя, который будет вечно скакать по живописным скалам Крыма. Водопад Купель Дианы малоизвестная, но любопытная природная достопримечательность Крыма.

Выше по течению находим еще одну примечательную и достаточно глубокую ванночку. Точнее ванн здесь две и обе достаточные глубокие. Нижняя, по моему мнению, даже глубже, чем Купель Дианы.

И теперь уже в полном составе отправляемся к "истоку" Темиара. По пути встречаем местного жителя Сергея, который вместе с нами доходит до истока и рассказывает нам, что подниматься на хребет Кизил-Кая от "истока" он бы не рекомендовал. И пока группа наслаждается зрелищем  бьющей из скалы воды, мы прислушиваемся к мнению местного жителя и кардинально меняем план. Отказываемся от подъема "в лоб" на Кизил-Кая и существенно удлиняем маршрут. Подниматься будем через хребет Иограф по тропе, которую малой группой мы сегодня начали исследовать. В просветы деревьев была видна легкая облачность, поэтому подъем обещал быть  видовым. А пока основная группа находилась у истока, я успел посмотреть на тропу, уходящую к хребту Кизил-Кая. Во время подъема нашел избушку, а внутри разбросанную кухонную утварь.

Вверх от избушки идет слабонатоптанная тропа и по направлению похоже, что поднимается на Кизил-Кая. Но времени на исследования у меня не было, особенно учитывая расширившийся маршрут, поэтому повернул назад и начинаем подъем по новооткрытой тропе от истока Темиара в сторону хребта Иограф.

Тропа хорошо натоптана, проходит в тени хвойного леса. Есть несколько развилок, но мы шли интуитивно выбирая те тропы, которые явно ведут вверх. Дошли до развилки, где одна тропа спускается к каптажу родника №1, а вторая забирает вверх. Естественно повернули направо и пошли вверх. На следующей развилке выбрали левую тропу, хотя тропы некоторое время идут параллельно, но левая вскоре забирает вверх, а правая уходит куда-то вниз. Дальше развилок не было. После видовой площадки тропа резко меняет свое направление. Если раньше мы шли в северо-западном направлении, то после видовой тропа взбирается на хребет в юго-восточном направлении. Набор высоты значительный, но достаточно комфортный. Тропа удобная, есть несколько поваленных деревьев и ни одного экстремального места я не заметил. Почти перед выходом на Узенбашскую тропу есть еще одна видовая площадка. А от нее через три минуты выходим на тропу с бело-синей маркировкой. Суммарно подъем от истока Темиара до Узенбашской тропы у нас занял чуть более часа.

Увидев маркировку сильно обрадовался. Тропа могла в любой момент упереться в какой-то непроходимый участок и нам пришлось бы возвращаться. Но нет, все сложилось как нельзя лучше. Дальше маршрут шел по хорошо маркированной тропе, которая описана во многих путеводителях. Еще через три минуты поднимаемся на видовую, откуда открывается хороший вид на Ялту.

Небо начало немного хмурится, а мы тем временем вошли в горельник. Здесь, в августе 1998 года произошел крупный пожар. Тогда площадь пожара составила 107 га и в огне сгорели пожарный ЗИЛ-130 и ГАЗ-66.

С этого места хорошо видна Ставри-Кая (которая является частью еще одного замечательного маршрута по Боткинской тропе) и различимы "зубцы" Ай-Петри. И хотя пейзаж действительно красивый, но идя по пепелищу невозможно не обращать на него внимание. Трагедия оставила после себя очередное пятно выжженного леса. Очередное, потому что пожары, к сожалению, здесь происходят достаточно часто. А тушить их крайне тяжело.

За пожарищем тропа снова уходит в лес и, если выражаться морской терминологией, двигается "галсом", поднимая нас на вершину хребта Иограф. Мы идем по Узенбашской тропе. Еще в прошлом веке это был один из главных дорожных путей связывающих Ялту и Кучук-Узенбаш (ныне село Многоречье). Вплоть до Великой Отечественной Войны из Кучук-Узенбаша местное население приносило на продажу в Ялту свежее и кислое молоко, сыр, фрукты, преодолевая путь за несколько предрассветных часов. Цены в Ялте были выше, вот и не иссякало движение товаров в южнобережный город. В те время это была достаточно широкая и оживленная дорога. Но потом построили шоссе Ялта - Ай-Петри - Бахчисарай и эта горная дорога стала не нужной, заглохла, а сейчас заросла и превратилась в узкую тропу по которой только туристы и ходят.

Взобравшись на хребет Иограф нас неожиданно начало поливать дождиком. Сначала не сильно, но потом все настойчивее. Путешествие по Таракташской тропе сопровождалось дождем, путешествие по Уч-Кошу завершилось ливнем. Нам в этом году везет на "хорошую" погоду. С другой стороны все уже привыкли путешествовать под дождем и переодели себя и рюкзаки в дождевые одежды буквально за пару минут. Вот что значит постоянная практика. Дождем нас уже не испугаешь. Тем более до следующей цели нашего путешествия - пещеры Иограф, оставалось несколько сотен метров. Уже был виден тур и красный крест на скале, которые обозначают сход к пещере, как навстречу нам вышел наш новый старый знакомый Сергей, которого мы встретили у истока Темиара. Уточнили расположение пещеры, получили рекомендации относительно пути. Сергей сказал, что нам будет удобнее сначала подняться по тропе вверх до видовой, где расположен православный крест, затем спустится к пещере, а от пещеры, по его словам, можно выбраться на яйлу и уйти в сторону хребта Кизил-Кая. При этом он нам не рекомендовал спуск по Кизил-Кая под дождем, указывая на скользкую тропу. Обещали подумать и под дождем начали подниматься к кресту.

Поклонный крест был установлен здесь в 2000 году над храмовой пещерой Иограф с табличкой «2000 Р. X.». Рядом с крестом погода расщедрилась и преподнесла нам новый сюрприз. С неба начал сыпаться град. Вот града в походах у нас еще не было. Съезжаем обратно по тропе вниз и прячемся под навесы верней полки. Впрочем град сыпался всего пару минут, сменившись "обычным" дождем. Тут же, в одной из ниш под полками, пережидал дождь Сергей. Улучив момент, когда дождь ослаб, мы по тропинке перешли в пещеру Иограф. Пещера находится на второй полке и к ней от тура вниз уходит тропа. От тура путь займет 3-5 минут.

В период турецкого владычества, когда прежний христианский центр – Георгиевский монастырь – подвергался грабежу и разрушению, христианское население Крыма уходило в горы и в пещерных церквах, подобных церкви Иограф, продолжало совершать богослужение. Об этом свидетельствуют найденные в пещере Иограф обломки мраморной иконы с головой Иисуса, обломки стеклянных лампад, стеклянные браслеты, металлический крест. Основание пещерной церкви Иограф относится к VIII-IX векам нашей эры. В конце XIX века пещерный храм утратил свое значение, каменный алтарь был разобран. Храмовая пещера Иограф была постепенно заброшена и замусорена.

В 1947 году пещера Иограф была объявлена памятником природы. В конце 90-х годов пещеру Иограф очистили от мусора, пол застили ветками, у входа в пещеру повесили иконки. А в 1997 году в пещерном храме святого мученика Евграфа (Иографа) была совершена первая за долгие годы Божественная Литургия.

Пока находились в пещере, дождь поутих. Немного посоветовались и решили все-таки идти на хребет Кизил-Кая. Сергей видимо был удивлен нашей упертостью и предложил нас провести. Отказываться в горах от помощи местных жителей глупо, поэтому принимаем предложение и путь от пещеры до спуска на южнобережное шоссе обеспечивает новоиспеченный полупроводник Сергей.

От пещеры в северо-восточном направлении уходит тропа, которая быстро, но плавно поднимает нас на яйлу. Проходим через сосняк, обходим овраг Ускули-Ер (по другим источникам балка Ускули-Еа) и выходим на хребет Кизил-Кая. В сети можно встретить мнение, что хребет Кизил-Кая занимает первое место по зрелищности в ялтинской котловине. В свое время сосны здесь также сильно пострадали от пожаров, склоны оголились, открывая панорамные виды. Тропа Кизил-Кая-Богаз идет точно по хребту, лишь изредка огибая небольшие скалки, чтобы вновь вернуться в центр хребта.

Миновав триангуляцию на скале Турла-Кая выходим на видовую площадку, а затем, через 3-5 минут, тропа резко поворачивает в северо-западном направлении и затяжными траверсами уходит в сторону ущелья Люка. Тропа больше пригодна для спуска, чем для подъема. На крутых восточных склонах хребта она много серпантинит, сильно усложнена упавшими стволами сосен и щебенкой. И несмотря на то, что дождь уже закончился, но свое "грязное" дело он уже сделал. Подошвы ботинок скользили и никак не хотели цепляться за влажную землю. Впрочем, после выхода на щебенку я почувствовал, что обувь увереннее держит меня на склоне, чем на вершине хребта.

Мне сложно сравнивать между собой различные тропы и их видовую часть. Но то, что погода подарила нам незабываемое зрелище - это точно. В горах дождь может добавить проблем, но при своих очевидных минусах есть и существенные плюсы. Быстро двигающиеся облака, возникающие прямо под ногами и пропадающие где-то вдали; тяжелые перекаты свинцовых туч над головой могут сделать пейзаж невообразимо красивым. Таким красивым его не сделает ни голубое небо, ни яркое полуденное солнце, ни густой туман.

Спуск от Турла-Кая до первой проселочной дороги под склоном занял у нас 1 час 15 минут,  но мне он показался очень долгим. Через 10 минут мы добрались до родника Бабу-Корыто. Сверху ракушками выложено название родника и хотя большая часть ракушек разрушилась, но надпись до сих пор читаемая. На каптаже красной краской нарисована цифра "3" и местные зовут его "Родник №3". Возможно родник назван Бабу-Корыто из-за местности на выходе из ущелья Люка: Бабулар и Бабу-Узень. А кто-то говорит, что в нише, где сейчас течет родниковая вода, лежало деревянное корыто, которое и дало название роднику.

Дебет воды небольшой, вода хорошая. Пополняем запасы и подходим к роще секвой. Интересное совпадение, ведь всего две недели назад мы проходили рощу секвой у Кутузовского озера под Чатыр-Дагом. Вот так можно подумать, что секвойя - это распространенное в Крыму дерево, что, конечно, является заблуждением. Рядом с рощей находится пруд с лягушками, которые громко вели свои лягушачьи беседы вплоть до нашего появления. После нашего появления установилось полное "радиомолчание".

От пруда быстрым шагом мы дошли до русла реки Бал-Алма.

А уж затем, под чутким руководством Сергея, вышли на южнобережное шоссе. Не знаю, прочитает ли когда-нибудь Сергей этот отчет, а если прочитает, то узнает ли в нем себя, ведь за все время похода я не сделал ни одной его фотографии. Но несмотря на это я бы хотел поблагодарить его за помощь. Так быстро и четко мы бы сами на трассу не выбрались. Спасибо Сергею, а также добрым и отзывчив людям в горах. Ваша помощь неоценима.

Статистика похода.

Карта похода:

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
2,6 км.   - исток Темиара;
13,4 км. - начало тропы Кизил-Кая-Богаз;
14,6 км. - гора Турла-Кая;
17,6 км. - родник Бабу-Корыто;
18,0 км. - русло реки Бал-Алма.

Интерактивный отчет о походе:

Добавляем четвертое измерение в карту и получаем интерактивный отчет о походе.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Пролетаем над нашим треком и смотрим виртуальный тур по пройденному маршруту.

График профиля высот:

Первый пик - это разведка тропы на хребет Иограф малой группой. После спуска ровная площадка - исток Темиара, а затем спуск к водопаду Купель Дианы. Подъем от купели и спуск к двум другим ванночкам на реке. Подъем по тропе и почти ровная площадка истока Темиара. А затем пик, где я разведывал тропу на Кизил-Кая и увидел избушку. А дальше только подъем на хребет Иограф. Более крутая часть - до выхода на Узенбашскую тропу, а чуть более плавная - путь по Узенбашской тропе. Подъем завершается маленьким пиком рядом с поклонным крестом. Далее спуск к пещере и подъем на яйлу. На яйле в сосняке самая высокая точка нашего подъема. А затем спуск по тропе Кизил-Кая-Богаз. Ровная площадка на спуске - вешина горы Турла-Кая.

Минимальная высота: 85 метров.
Максимальная высота: 1282 метра.

Суммарная статистика.

Начало похода: 09:03
Конец похода: 19:19
Общее время в пути: 10:16:30
Остановки в пути: 3:50:43
Движение в пути: 6:25:47
Средняя скорость: 2,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,9 км/ч.
Пройденный путь: 20,420 км. (48% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1421,0 м. (16% высоты горы Эверест).

Исходя из суммарной статистики можно объявить об обновлении несколько рекордов:
Общее время в пути: 10:16:30 - абсолютный рекорд! Почти на час превосходит время прошлогоднего похода по краю Большого каньона - 9:19:53.
Движение в пути: 6:25:47 - становится текущим рекордом этого года. До прошлогоднего рекорда в походе по краю Большого каньона не дотянули всего пару минут  - 6:27:23
Пройденный путь: 20,420 км. - становится текущим рекордом этого года. Первый раз перевалили за 20 км. в 2013 году.  Надеюсь мы еще походим и побьем его.
Суммарный набор высоты: 1421,0 м. - абсолютный рекорд! На 162 метра улучшен предыдущий рекорд из похода по Сотере - 1259,0 м. .

Люблю длинные пешеходные переходы. И этот был из таких. Дождь уже не пугает, хотя град немного удивил. Проплешины от пожаров на хребтах Иограф и Кизил-Кая удручают. Но виды с обоих хребтов превосходные. Мне кажется, что этим походом мы закроем окрестности ялтинской котловины и какое-то время сюда не вернемся. Это хорошо и плохо одновременно. Хорошо, потому что в Крыму еще много интересных и красивых мест. Плохо потому что места здесь замечательные. Любой из маршрутов я готов пройти еще по несколько раз: и Боткинскую тропу, и Штангеевскую, и Таракташскую, и по ущелью Уч-Кош, и по Яузларским водопадам, и по хребтам Иограф и Кизил-Кая и дойти до зубцов Ай-Петри. А еще не хожены Ставрикайская тропа, водопады на реке Люка и много чего еще. И чем больше ходишь, тем больше хочется посмотреть. Это затягивает. Это невозможно остановить. И как только высохли вещи, зарядились аккумуляторы, отдохнули ноги ты смотришь на карту и думаешь: "А куда бы нам еще сходить?"

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Горные хребты Иограф и Кизил-Кая".
Использованы материалы: http://gate.crimea.ua/ http://news.allcrimea.net http://www.yalta-big.ru http://журналкрым.рф http://valentin-nuzhdenko.crimea.ua