среда, 17 апреля 2013 г.

Ущелье Уч-Кош. Однодневный поход 14 апреля 2013г.

Село Васильевка - ущелье Уч-Кош - скала Плаки-Кая - поселок Массандра

Описание похода.

Уч-Кош - одно из самых живописных ущелий Крыма. Ущелье образовано протекающей здесь рекой Бала, что в переводе с татарского означает "Малыш". Дословно название Уч-Кош переводится как «уч» - «три», «кош» -«загон для овец», а иногда ущелье упоминается как "Ущелье трех гор", имея в виду горы Балан-кая, Хысыр-кая и Плаки-кая. Сегодня мы отправимся исследовать это живописное урочище.

Наш путь начинается в северной части села Васильевка. Почти доехав до конца села, мы остановились на улице Субхи, рядом с домом под номером 28. В северо-западном направлении идет проселочная дорога. Это дорога к ущелью. Ориентиром может служить гора Балан-Кая, которая хорошо просматривается и нависает над входом в урочище. К слову «Топонимический словарь Крыма» предлагает аж целых три варианта перевода этого названия. Первый – от татарского «балан» - «калина», второй от греческого «баланос» - «дуб» или «желудь», а третий от иранского «балан» - «верхний». Кроме того, существует мнение, что название горы связано с названием протекающей под нею реки. И последний вариант мне больше всех импонирует.

В самом начале маршрута, там где дорога впервые пересекается с рекой, обнаруживаем несколько рукотворных гидротехнических сооружений.

Кто-то не поленился и сделал ряд запруд из мешков с песком и камней, так что получились удобные ванночки для купания. Учитывая соседство этих ванночек с обширной поляной, я предполагаю, что это место пользуется большой популярностью у всех, кто выбирается сюда на пикник.

А наш путь только начинается и мы, следуя руслу реки Бала, начинаем свой подъем. Урочище можно было бы назвать живописным, если бы не одно "но" - большая, жирная, черная труба. Местами она не черная, так как поржавела, но от этого не менее ужасная. Сделать снимок так, чтобы труба не попала в кадр категорически невозможно и на фотографиях соседствует живописное русло реки и ужасный водопроводный "удав".

Кстати, некоторые участники похода опытным путем определили, что двигаться по руслу и тропкам им не так удобно, как передвигаться по трубе и использовали ее в качестве пешеходной дорожки. И не потеряешься, и все каскады посмотришь.

Я предпочитаю традиционные варианты передвижения, поэтому шел или по руслу, а если появлялась тропинка, то шел по ней. Идти по руслу и тропе легко, набор высоты хоть и значительный, но не замечается. И я еще раз получил подтверждение тому, насколько удивительно устроен человек. Через полчаса ты уже не замечаешь "черного змея", а сосредотачиваешься на видах вокруг. А здесь есть на что посмотреть. Бала во время нашего посещения была не очень полноводная, но при этом, помимо рукотворных ванночек, река создала естественные, также очень живописные.

Есть свои маленькие перекаты и водопады.

А через 30-40 минут после входа в урочище справа появится живописный сланцевый склон, поросший соснами.

А еще через 5-10 минут ущелье внезапно сильно расступается и путешественник оказывается посреди широкой речной долины. Зрелище невероятно захватывающее.

Здесь от санатория "Долоссы" вниз спускается проселочная дорога и концентрация кострищ максимальная. Мы прошли чуть дальше и увидели своими глазами, к чему может привести халатное обращение с огнем в лесу.

Сотни лет жизни каждой сосны перечеркнул один незатушенный костер или окурок.

Страшное и печальное зрелище. Место, откуда хочется уйти побыстрее. Но еще больше хочется найти виновных и заставить восстановить лес. Именно из-за таких людей у лесников пренебрежительное отношение к туристам, хотя туристами эти "отдыхающие" по факту и не являются.

За долиной ущелье снова сужается, кострища постепенно пропадают и через 35-40 минут мы оказываемся у входа в ущелье Уч-Кош. Орографически горы Хасыр-Кая справа и Плаки-Кая слева образуют так называемые "ворота" в ущелье. Раньше в повествовании я специально избегал слова "ущелье", а заменял его словом "урочище", так как ущелье Уч-кош, по-видимому, начинается только здесь, но я могу и ошибаться.

Сразу за "вратами" есть подпорная стена и надпись на ней про "веселых туристов". Это хороший ориентир для тех, кто ищет пещеру Любви. Река здесь делает поворот на 90 градусов, тропа идет по левому берегу, но пещеру на противоположном берегу видно хорошо.

Если от пещеры снова перейти реку и идти по орографическому левому берегу, то вскоре мы выйдем к каптажу, из которого выходит большая труба.

А еще чуть дальше в реку Бала вольется безымянный приток, бьющий из под камней. Мне показалось интересным, что основное русло реки Бала в этом месте сухое - вся вода идет под камнями и получается так, что приток более полноводный, чем сама река.

Мне это место чем-то напомнило источник Пания из Большого каньона. Также много воды, такое же мшистое русло, разве что более пологий по сравнению с Панией.

Через 20 минут пути мы подошли к очередному притоку, но уже по правому берегу. Здесь поток воды образует водопад, а если залезть по каменной стенке справа от потока, то можно подойти ко второму водопаду, который находится выше по течению.

На втором водопаде интересный туфовый натек, водопад выше и красивее первого. От него вверх уходит тропа. Она слабо видна, крутовата и даже порой чуть-чуть экстримальна (особенно на спуске), но приводит к красивой видовой над ущельем.

С видовой площадки кажется, что обратно в ущелье Уч-Кош ведет несколько троп. Я попробовал пойти по одной из них, но через несколько минут отказался от этой идеи. Тропа еще круче той, по которой я забирался, да и закончилась обрывом. Обратно вернулся тем же путем, что поднимался на видовую. По возвращению мы продолжили движение по ущелью.

Еще около часа мы шли вверх по руслу реки, когда начали падать первые капли дождя. К тому времени мы углубились на территорию Крымского природного заповедника (и хотя мы не разводим костры, у нас в группе нет курящих, мы ценим работу лесников, но все-равно встречаться с ними не любим), поэтому начали подумывать как будем выходить из ущелья. Можно тем же путем, что и пришли, но это не очень интересно. Поэтому искали любую тропу вправо, чтобы уйти от русла реки. Таким образом мы дошли до того места, где к ущелью максимально близко приближается асфальтированная дорога заповедника. Те, кто хотя бы раз были на экскурсии в Крымском природном заповеднике, обязательно останавливались возле каменного указателя "Уч-Кош" и скамейкой над ущельем. Мы нашли не тропу, а проселочную дорогу, которая вывела нас из ущелья прямиком к этой видовой площадке.

Дальнейшей нашей задачей было выйти на скалу Плаки-Кая. Условились, что двигаясь по дороге, будем искать спуск вправо в сторону скалы. Через какое-то время мы поравнялись с Плаки-Кая, а дороги или тропы направо все не было. Разведка первой встреченной нами подходящей проселочной дороги не привела нас к цели. Мы вернулись на асфальт и продолжили двигаться дальше, удаляясь от цели. Прошли кормушку, а за ней увидели еще одну проселочную дорогу.

Дорога расходится тропками в разных направлениях и, так как мы уже прошли Плаки-Кая, то мы выбрали тропу, которая возвращала нас на эту скалу. Не сразу получилось найти нужную нам тропинку, но в результате поисков мы зашли на еще одну видовую, где перекусили и многие переоделись в дождевую одежду. Дождь значительно усилился и почти до конца путешествия настойчиво и обильно нас поливал. А беловато-сизая дымка на фотографиях - это не туман и не облака, это пелена дождя.

Панорамы над ущельем захватывают дух. Места удивительно красивые. И даже ливень не мог омрачить наш поход. А вид со скалы Плаки-Кая невероятный. Однозначно стоило делать такой крюк, чтобы все-таки выбраться на одну из створок "ворот" в ущелье Уч-Кош.

Здесь мы увидели одну из троп, спускающихся в ущелье и решили сбегать на разведку. Буквально через 5 минут мы спустились к руслу реки Бала. Оказалось на Плаки-Кая из ущелья можно подняться за считанные минуты, но тогда бы мы не увидели два водопада на безымянном притоке. Так что маршрут у нас получился удачным - большую часть реки Бала посмотрели, водопады увидели, на Плаки-Кая попали. Под проливным дождем мы вышли к остановке автобуса возле санатория "Долоссы" и по трассе спустились в Массандру, а оттуда уехали домой.

Статистика похода.

Карта похода:

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
2,3 км.  - сланцевый склон;
8,5 км.  - сходим с асфальта на проселочную дорогу. Уходим к Плаки-Кая;
11,0 км. - скала Плаки-Кая;
13,2 км. - видовая площадка со скамейками;
14,6 км. - автобусная остановка "Долоссы".

Сразу после входа в урочище начинается набор высоты. Первый явный пик - это видовая площадка возле водопадов. Самая высокая точка - видовая площадка Уч-Кощ. У 11 км. скала Плаки-Кая, спуск в ущелье и подъем обратно на Плаки-Кая. А потом только спуск без явных ориентиров.

Минимальная высота: 235 метров.
Максимальная высота: 864 метра.

Суммарная статистика.

Начало похода: 09:30
Конец похода: 17:18
Общее время в пути: 7:46:56
Остановки в пути: 2:50:39
Движение в пути: 4:56:17
Средняя скорость: 3,2 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,2 км/ч.
Пройденный путь: 17,600 км. (42% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 899,0 м. (10% высоты горы Эверест).

Очень интересный поход. До истока реки мы не дошли, но это можно оставить на следующий раз для маленькой группы и движения в скрытном режиме. Но увиденное уже впечатляет. Одно из самых живописных мест в Крыму. Движение по ущелью более пешеходное, чем видовое. А вот движение по краю более видовое, чем пешеходное. Относительно этого можно планировать маршруты для людей любого уровня подготовки. Хочется походить - идем по ущелью. Хочется погулять - идем по краю. А в идеале, конечно, совместить все как это сделали мы и получить максимум приятных ощущений.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Ущелье Уч-Кош".