суббота, 13 апреля 2013 г.

Плато Чатыр-Даг ранней весной. Однодневный поход 07 апреля 2013г.

Ангарский перевал - Кутузовское озеро - гора Казу-Кая - гора Эклизи-Бурун - верхнее плато Чатыр-Даг - гора Ангар-Бурун - Ангарский перевал

Описание похода.

О плато Чатыр-Даг много написано и добавить что-то новое очень тяжело. Для некоторых туристов это место стало своеобразной меккой. Я знаю несколько человек, которые ходят только на Чатыр-Даг, других крымских гор для них нет. Удобное расположение и возможность быстро добраться общественным транспортом сделало это плато очень популярным. Подъем на Эклизи-Бурун в качестве похода выходного дня очень привлекателен, так как позволяет покорить одну из самых высоких горных вершин Крыма. Вот и мы решили еще раз подняться на этот полуторатысячник, тем более наш руководитель нашла новый для нас маршрут.

Начинаем с Ангарского перевала и уходим по маршруту №117 в сторону Кутузовского озера. Стыдно признаться, но я никогда не видел этого озера, поэтому шел к нему с большим интересом. Дорога легкая, маршрут №117 идет с небольшим перепадом высот. Размеренным спокойным шагом за час мы добрались до озера. Перед самым озером я решил проверить состояние родника Бурчу-Чокрак и с большим сожалением увидел, что он пересох. А когда поднялся от родничка, увидел, что и от озера осталась лишь небольшая и неглубокая лужа, по размеру меньше той, которая была за соседским домом, где все мальчишки окрестных дворов в детстве запускали кораблики. От отсутствия дождя и снега страдают не только рукотворные водохранилища Крыма, но и природные.

Рядом с озером есть еще одна важная достопримечательность - роща секвой. Удивительно встретить в чаще крымского леса такое экзотическое дерево. Сфотографировать рощу мне не позволил туристический лагерь, который расположился прямо в роще. А точнее дым из нее. Группа разожгла костер, что меня, откровенно говоря, разозлило. Пускай я могу понять, что хочется поставить палатки в таком живописном месте, но разжигать костер в плотной роще очень опрометчиво и бездумно. Абсолютно халатное отношение к природе. Издалека мне вообще показалось, что роща горит. Руки затряслись от злости и кадр получился смазанным.

Роща высажена сотрудниками Никитского Ботанического сада. Рядом находится вторая, похожая роща, но уже сосновая. Деревья пронумерованы для учета.

От рощи сходили к роднику Чатал-Хая-Чокрак. Дебет воды хороший, два литра набрались где-то за 20 секунд. От родника поднялись на красивое место для стоянки под одиноким деревом.

А оттуда по маршруту №118 выдвинулись в сторону горы Казу-Кая. Дорога хорошо наезжена, подъем незначительный, идти легко. Сначала встретится зелено-белый шлагбаум.

Затем под дорогой можно заметить родник Батхах, который, на текущий момент, пересох.

А за родником есть выход на поляну, откуда видна Бабуган-яйла.

Здесь, на поляне, нас встретил лесник, который поинтересовался нашим направлением движения и после непродолжительного разговора пожелал нам удачной дороги, а сам сел в машину и уехал по своим лесническим делам. А мы продолжили подъем и через 40 минут были на вершине Казу-Кая (1108,2 м.). Сама гора находится слева от дороги и увлекшись подъемом можно ее вообще пропустить. На вершину ведет еле заметная заросшая дорога. А с горы чуть лучше видна Бабуган-яйла и именно здесь открывается вид на Эклизи-Бурун, каким мы его никогда не видели. Отсюда, снизу, он похож на неприступную крепость, возвышающуюся над окружающим пейзажем.

Но сегодня именно с этой стороны мы будем покорять этот полуторатысячник. Возвращаемся на дорогу и продолжаем двигаться в западном направлении, пока не увидим хорошо натоптанную тропу вправо. Это наш путь вверх.

Здесь хочется добавить описание погоды, ведь для посещения Чатыр-Дага это важно. А нам с ней очень повезло. И хотя небо закрывали тучи, но это было даже к лучшему. Было и не жарко, и не холодно. Подъем давался легко. Ветра абсолютно не было. И это затишье, немая красота вершины над тобой, стелющийся можжевельник, которого по мере набора высоты становилось все больше и больше, создавало неповторимое ощущение красоты и спокойствия, какого-то душевного равновесия и радости. Радости от окружающих видов, радости от успешного набора высоты, радости от всего похода. Я так часто пишу, что не чувствую каких-то особых энергий в местах силы, но здесь, на подъеме к Эклизи-Буруну, эта энергия переполняла меня. И неприступная стена, которой гора казалась снизу, была взята так легко, как-будто на крыльях подняла нас на свою вершину.

При пересечении отметки в 1400 метров начали попадаться остатки серого немногочисленного снега.

И конечно первоцветы. Как же без них.

Природа благоволила нам и на вершине Эклизи-Бурун. Ветра не было. Спокойно. Людей почти нет, а те что есть не мешали друг другу, медленно передвигаясь к разным видовым точкам и любуясь пейзажами, благо облачность высокая и обзорность хорошая.

От вершины Эклизи-Бурун выдвинулись в сторону Ангар-Бурун стандартным маршрутом.

До Ангар-Буруна добрались быстро. Все никак не мог нарадоваться погоде. Редко, когда на плато такая тишь и благодать.

Но на Ангар-Буруне стало заметно, как с моря через Кастель перекатываются тучи и уже начинают закрывать Алушту.

Начали собираться на спуск, но перед этим решили заглянуть в Холодный Кулуар. Мы еще не ходили этим путем и было интересно, что он из себя представляет. Вот так выглядит Холодный кулуар сверху.

Снега уже нет, мне он показался проходимым, но спускаться по нему мы не решились. Разглядели где тропка выходит на плато и подошли к этому месту. Заглянули вниз и я кулуар увидел так:

Но многие женщины побыстрее отошли от края и им кулуар показался таким:

Уходя от кулуара мы увидели, что облачность стремительно приближается и поспешили на спуск. Прошли всем известный "пепелац" и двинулись вниз по маршруту №116.

Забавно, что ни маршрут №118, ни маршрут №116 на атласе от "Союзкарты" не обозначен. №115 есть, № 117 есть, а №116 и №118 не обозначены. Но свежая марировка и даже табличка с номером на одном из камней присутствует. Как оказалось 116 маршрут аннулирован и удален с карт после того, как часть Чатырдагского массива была включена в границы Крымского природного заповедника. Маршрут формально перестал существовать, но метки на деревьях остались, да и туристы не спешат покидать эту нахоженную трассу. Возле овечей кошары еще раз огляделись по сторонам, оценили приближающуюся облачность и поспешили к перевалу наперегонки с облаками.

Прошли через т\с Буковая поляна, я заглянул на источник Алекси-Голь, который порадовал меня приличным дебетом воды. А дальше по лесу вниз до перевала. Дорога ничем примечательным не отличалась, до тех пор пока около т\с Школьная поляна мы не увидели замечательного персонажа.

В меховой шапке, в ярком народном костюме, с мечом (или нагайкой) он сидел возле дерева и курил, как гость из какого-то другого мира.

Статистика похода.

Карта похода:

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
3,0 км.   - Кутузовское озеро;
14,0 км. - смотрим на Холодный кулуар;
16,9 км. - т\с Буковая поляна и родник Алекси-Голь;

Интерактивный отчет о походе:

Добавляем четвертое измерение в карту и получаем интерактивный отчет о походе.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Пролетаем над нашим треком и смотрим виртуальный тур по пройденному маршруту.

График профиля высот:

Видно, что с Ангарского перевала нужно немного набрать высоту, а потом вплоть до Кутузовского озера профиль высоты меняется незначительно. Да и после озера набор высоты очень плавный вплоть до горы Казу-Кая (7,5 км. пути). А вот затем вверх и только вверх. Высшая точка - Эклизи-Бурун. Спускаемся на верхнее плато и потом незначительный набор высоты перед Ангар-Бурун (13,7 км. пути). Смотрим сверху на Холодный кулуар и начинаем спуск по маршруту №116. Потеря высоты немного замедляется на Буковой поляне, а затем снова ускоряется вплоть до Ангарского перевала.

Минимальная высота: 752 метра.
Максимальная высота: 1527 метров.

Гистограмма скорости:

График красив как Эклизи-Бурун.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:12
Конец похода: 16:43
Общее время в пути: 8:30:39
Остановки в пути: 3:25:13
Движение в пути: 5:05:26
Средняя скорость: 3,5 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,2 км/ч.
Пройденный путь: 19,040 км. (45% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1060,0 м. (12% высоты горы Эверест).

Этот поход получился одним из самых удивительных. На плато с этой стороны мы еще не поднимались и мне этот маршрут понравился. Именно в этом походе можно было понять как посещённые места можно открывать для себя снова и снова. Чатыр-Даг то место силы, где я черпаю энергию и хорошее настроение. И с погодой нам категорически повезло. Весь поход прошел в спокойной и созерцательной манере. Без спешки, уверенно и не торопясь прошли весь маршрут. И я думаю многие вернулись домой довольными и с приятными впечатлениями. Я уж точно таким вернулся. Отдохнул и снова хочу в горы.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Плато Чатыр-Даг ранней весной".