суббота, 2 февраля 2013 г.

Каменные грибы. Река Алака. Водопады Гейзер и Джурла. Однодневный поход 27 января 2013г.

Каменные грибы - река Алака - водопад Гейзер - водопад Джурла

Описание похода.

Примерно 9 км. в северо-восточном направлении от Алушты расположена долина реки Сотера.  Долина Сотеры с 1960 г. объявлена государственным памятником природы, а с 1980 г. обрела статус заповедного урочища. Интересно то, что у реки в разных частях ее течения три разных названия, что обусловлено спецификой местности и характером самой реки. Верхнее течение носит название Джурла, среднее – Алака (как и одноименное ущелье), нижнее – Сотера. Мы сегодня посетим среднюю часть реки. В долине реки находится множество интересных природных, исторических и археологических достопримечательностей, поэтому она объявлена комплексным природным памятником местного значения.

Обычно группы начинают свое движение возле кордона "16 км". Но мы решили минуть кордон и попытаться не платить кровные 20грн. за проход. Не знаю, может быть это наш план сработал, а может на кордоне никого не было, но в режиме скрытного передвижения мы благополучно обошли пост и дошли до дач. Сразу за дачами нас ждала первая достопримечательность - "Каменные грибы".

"Каменные грибы" - это удивительные природные образования. Шляпки "грибов" образованы плотными плитами конгломерата, а "ножки" - состоящие из глины и щебня, в сухом состоянии прочные, но под воздействием влаги плывут, разрушаются и уносятся ливневыми потоками. В таких условиях уровень балки чрезвычайно медленно, но постоянно снижается. А вот лежащие плиты и глыбы конгломератов служат естественной защитой почве, тем самым, образуя под собой «ножку» гриба.. В результате этого неравномерного разрушения образовались гигантские фигуры, весьма напоминающие грибы. Стоят "грибы" десятки, иной раз - сотни лет, но с течением времени часть из них окончательно разрушается и исчезает. Так в 80-х годах прошлого столетия "потерпел крушение" один из самых стройных и красивых грибов – его «шляпа» находится прямо у двух еще живых экземпляров.

За "грибами" начинается самая интересная часть долины реки Алака. За миллионы лет речка проложила в скалах достаточно глубокое ущелье. Под каждым из уступов, образующих живописные каскады, а нередко и водопады, как правило, образовались ванны с кристально чистой водой.

При продвижении вверх по течению, каменные уступы становятся выше, образуя красивые водопады и пороги. Эта часть маршрута чуть не закончилась для нас провалом всего похода. Каждый водопад приковывал внимание всей группы. Всем хотелось сфотографировать новый каскад или сделать фотографию себя любимого на фоне падающей воды, поэтому скорость катастрофически снизилась. От каждого водопада группу практически приходилось оттаскивать. И даже начавшийся дождик не умерил пыл. Тем более, что как только я натянул на рюкзак дождевой чехол и сам облачился в дождевик, накрапывание прекратилось так и не успев толком начаться. В итоге пришлось прятать дождевик обратно в рюкзак.

Венцом всех каскадов и самым красивым водопадом считается водопад «Гейзер». В путеводителях написано: "Стоит лишь увидеть водопад и вы поймете, почему он носит такое название: вода пропилила в каменной стене тонкий желоб. Внизу он завершается небольшой ванночкой. Вода устремляется по желобу, бурлит в ванне и далее равномерными пенистыми потоками стекает вниз. При созерцании данной природной картины создается ощущение, что вода вырывается снизу вверх, словно гейзер". Но, несмотря на достаточное количество воды, "Гейзер", можно сказать, "не работал". Не было этого эффекта. Имеем то, что имеем.

Ой! Нет. Не то. Имеем неработающий "Гейзер".

Потом Андрей высказал предположение, что нам отключили "Гейзер" за неуплату 20 грн. на входе. Эта версия все объясняет.

Точного разграничения где заканчивается река Джурла, а начинается река Алака я не знаю, но для себя решил, что эта граница проходит по оврагу Василь-Дере. Путь после водопада "Гейзер" до оврага более сложный, но ничего экстремального здесь нет. Впрочем этот участок небольшой и радовал нас цветочными полянами. Следующую фотографию я назвал: "Зима? Снег? Нет, не видели."

Поляны с подснежниками изобиловали как раз в этой части пути. А Сергей нашел цветущую примулу. Весна в середине зимы. Все цветет и пахнет.

С этим связано еще интересное наблюдение. Не смотря на самый разгар зимы, снега практически нет. Температура комфорта около +5 градусов. Идти тепло. Ветра в этом походе вообще не было. Не холодно и не жарко. Дождик нас лишь попугал. В итоге походные условия можно назвать идеальными. Идти одно удовольствие.

От оврага Василь-Дере наша тропинка дает поворот более чем на 90 градусов и после непродолжительного пологого подъема мы оказываемся на красивой видовой площадке, откуда открывается хорошая обзорная панорама.

Мы сами себя еле вытолкали с этой поляны. Нужно было торопится. Уже пошла вторая половина светового дня, а мы прошли только треть пути.

Дальше наша дорога лежала в сторону водопада Джурла. Пока шли на подъем, я постоянно оглядывался назад, потому что с каждым разом открывались все новые и новые виды.

Мы находились между двух уровней облачности. Вверху весели тучи, а под нами стремительно двигались облака. Иногда они пытались догнать нас и мы взбирались наперегонки по склонам Демерджи.

Но понимая, что им нас не догнать облака успокоились и отступили.

Виды с южного склона открываются превосходные. Главное не забывать оборачиваться.

Самую крутую часть подъема мы осилили около 15:20.

А к водопаду Джурла подошли около 15:30.

Дебет воды не очень большой. Бывало и поболее. Засуха в Крыму не щадит никого.

Но и возле водопада Джурла нельзя надолго задерживаться. Нас ждет финальный небольшой набор высоты, а дальше только вниз. По-правде говоря, последний подъем и мне давался тяжеловато. Все-таки набор высоты сегодня существенный.

Но как-только переваливаешь и начинаешь спуск открывается второе дыхание, через пару десятков минут ноги восстанавливаются и за всем этим не замечаешь, как прибываешь к т\с Джурла.

Здесь многие набрали водички в роднике Суат-Чешме и посмотрели на замерзшее озеро.

Местность, в которой находится туристическая стоянка мне показалась какой-то очень холодной. Здесь было больше всего снега, да и по ощущениям здесь очень холодно. Как-будто весь холодный воздух лег в эту низину.

Прибытие на т\с Джурла совпало с закатом. Сумерки стремительно наступали, поэтому мы ускорили шаг, чтобы пройти как можно большее расстояние пока не стало совсем темно.

Но планам побыстрее добраться до трассы не суждено было реализоваться. Как-только мы выбрались из низины на пригорок, то стали свидетелями красивого света уходящего дня. И хотя была сильная облачность, а солнце уже село, но перед нами раскинулась великолепная панорама. Бабуган-Яйла была в вечерней туманной дымке.

А над Чатыр-Дагом открылась тонкая полоска чистого неба, где догорали последние лучи светового дня. Вновь вся группа остановилась и защелкали затворы фотоаппаратов. Последние лучи солнца над Чатыр-Дагом стали заключительным украшением этого и без того видового похода.

Статистика похода.

Карта похода:

Еще раз кратко пробежимся по маршруту. Начинаем не доезжая "16 кордона". Обходим стороной кордон и двигаемся к "Каменным грибам". К "грибам" подходим на третьем километре пути. Затем ряд каскадов и ванночек реки Алака. По идее самым красивым в этой череде водопадов должен был быть водопад Гейзер (5,9км.), но нам не повезло увидеть его во всей красе. Подъем до оврага Василь-Дере и еще небольшой подъем до красивой видовой площадки (8,2км.). Затем подъем к водопаду Джурла, мы его достигли на 12км. пути. Т\с Джурла на 13км. пути. А затем только спуск и спуск вниз.

(Новинка!) Интерактивный отчет о походе:

Я долго думал как сделать отчет более наглядным. Карта многим не понятна, она статична, не дает полного представления о походе. Как передать движение? Первым шагом было создание виртуального тура в виде пролета по треку маршрута. Но это больше зрелищная часть, чем познавательная. И только в этом году я понял, чего картам не хватает. ВРЕМЕНИ! Мы же движемся не только по поверхности, а еще и во времени! И если добавить время в карту, то пройденный путь становится более наглядным и понятным. Встречайте первый опыт создания интерактивного отчета о походе.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Пролетаем над нашим треком и смотрим виртуальный тур по пройденному маршруту.

Кстати именно на анимации хорошо видно, что от видовой площадки мы поднимались в небольшой распадок между двумя вершинами Демерджи. А вторая тропа на карте идет напрямую через вершину, что, возможно, лишь добавило нам высоты для подъема и не сильно сократило путь. Хотя по выбранной нами тропе мы сначала потеряли 22 метра высоты (что не много), а затем начали подъем, но все-равно считаю это тропу более оптимальной. Хотя, конечно, надо бы и вторую тропу тоже попробовать.

График профиля высот:

Давно у нас такого не было. Все время вверх и вверх. И если по руслу реки Алака подъем не крутой, малозаметный, то подъем на Демерджи вышел крутоватым. Водопад Джурла на 12км. пути не был высочайшей точкой пути, потом видно еще один подъем до т\с Джурла, а потом подъем от стоянки к видовой, где мы фотографировали закат над Чатыр-Дагом - это и была наша высшая точка маршрута. Фактически весь световой день мы набирали высоту и только после заката начали сбрасывать.

Конечно, я первым делом полез проверять, какое место занял наш суммарный набор высоты относительно результатов прошлого года. В прошлом году рекорд суммарного набора высоты составил 1204,0 м., а в этом походе составил - 1259,0 м. Новый рекорд!

Минимальная высота: 137 метров.
Максимальная высота:  1117 метров.

Гистограмма скорости:

Как обычно большую часть времени двигались со скоростью 4 км\ч. Зона 50% растянулась от 2 км\ч до 4 км\ч.

В этом отчете я убрал график скорости в зависимости от расстояния в связи с малой заинтересованности читателей в этом параметре. В следующем отчете о походе не будет и гистограммы скорости. В большей части случаев мы показываем сравнительно одинаковые результаты вне зависимости от похода. А значит интересность этих параметров для читателя стремится к нулю. Сам я не перестаю просматривать аналитику и в случае интересных случаев буду их публиковать.

Суммарная статистика:

Начало похода: 08:49
Конец похода: 17:50
Общее время в пути: 9:00:57
Остановки в пути: 3:32:26
Движение в пути: 5:28:31
Средняя скорость: 3,1 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,0 км/ч.
Пройденный путь: 18,920 км. (45% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1259,0 м. (14% высоты горы Эверест).

Это один из лучших походов. Он станет украшением 2013 года. И об этом я говорю несмотря на то, что этот год только начался. Я получил огромное удовольствие. Я люблю такие маршруты. В меру видовые, в меру трудные. Порадовала погода. Небольшой накрапывающий дождик длительностью 15 минут не может испортить впечатление, а мне он показался очень даже к месту. Погода подарила незабываемые впечатления в виде снимков и открывающихся видов. Тучи над головой, облака под ногами, попытка облаков догнать нас на склонах Демерджи и их поражение. А еще постоянный набор высоты, большое количество водопадов - все это сделало поход незабываемым, подарив ощущение того самого удовлетворения от усталости, радости за пройденный маршрут и морального удовольствия от красоты природы. Красоты нестандартной, но от этого еще более запоминающейся и привлекательной.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки.

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Использованы материалы: http://virtual.crimea.ua
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать