пятница, 25 января 2013 г.

р. Узунджа. Пещ. Скельская. р. Боса. Однодневный поход 20 января 2013г.

Родниковское - Скельские менгиры - Река Узунджа - пещера Скельская - река Боса - Балка Босая - перевал Шайтан-Мердвен

Для начала я хочу поздравить всех с началом нового туристического года. И если в конце года принято подводить итоги, то в начале года принято ставить цели. Я надеюсь, что вы свою цель определили и уже начали поступательно двигаться к ней.

Какие цели ставлю я перед собой? Для меня всё решилось само собой. Все, кто регулярно читает мои отчеты, заметили, что я люблю статистику. Мне нравится магия чисел, нравится как порой складываются обстоятельства и какой из этого получается результат. У меня есть любимый сайт, где я веду учет всех своих походов. В середине 2012 года я впервые заглянул в раздел "Цели" и решил шутки ради попробовать поставить какую-то цель. Цель создал простую: пройти в пеших походах 2012 года расстояние 200 км. Почему 200? Я посчитал сколько было пройдено общих походов выходного дня за первую половину 2012 года и решил, что 200 - это еще надо постараться пройти. А чем себе не цель? К концу 2012 я уже и думать забыл о целях, когда при подготовке этого отчета снова наткнулся на этот раздел (прямо мистика какая-то). Что я увидел? Мы с группой в походах выходного дня в прошлом году прошли - 222,6 км. Как все хорошо сложилось. Оказывается я выполнил свою цель сам того не подозревая. Справедливости ради должен сказать, что взглянув на мою личную статистику 2012 года я получил еще более внушительную цифру - 343,66 км. пройденного пути (174% от запланированного). Ну чтож, выглядит богато. Попробую поставить цель на 2013 год? Но сколько поставить, чтобы не разочароваться, если цель не будет достигнута? 400 маловато. Пусть будет 500 км. Полтысячи километров - это не только большое расстояние, но и просто красивая цифра. Таким образом я решил для себя какую походную цель я хочу достичь в 2013 году. Посмотрим что получится!

Для нас - Евпаторийского туристического клуба "В походе", этот сезон начался раньше, чем обычно. В 2012 году мы начали ходить 25 марта. а в этом году только 20 января, а мы уже "В походе"! Это серьезная заявка на победу. Вселенная как-будто движется мне навстречу, чтобы я свою цель выполнил в срок.

Описание похода.

Поход был запланирован еще в 2012 году, но реализовать его смогли только сейчас. Первым делом мы прибыли в село Родниковское (старое название Скеля), чтобы посмотреть на знаменитые Скельские менгиры. Говорят, что где-то в полях за селом был найден четвертый менгир и возвращен на место, таким образом сейчас Скельские менгиры расположены в их первоначальном виде, такими как их видели древние люди.

Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный)  – представляет из себя врытый в землю, грубо обработанный или дикий камень, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Менгиры много где встречаются на Земле и это первые, дошедшие до наших дней, достоверно рукотворные сооружения. Первый образец архитектуры. Возраст менгиров остаётся пока загадкой. До недавнего времени менгиры относили к культуре позднего неолита и раннего бронзового века (III — начало II тысячелетия до н. э.). Однако последние исследования менгиров свидетельствуют о гораздо более древнем их происхождении. Возможно, возведение менгиров относится к четвертому или даже пятому тысячелетию до нашей эры.

А вот в книгах севастопольского писателя Валерия Воронина упоминаются Скельские менгиры в несколько другом ключе. Автор, в своих произведениях, дает красивые описания празднования "Дня зеленой Троицы" древним-древним народом, который назывался русы. Во время этого праздника русы водили хороводы вокруг менгиров, пели молитвы и древние песни, а затем погружались в находящийся неподалеку водоем, совершая обряд водоосвящения. Самый большой менгир русы называли столпом Мира, считая, что он заряжает их силой, которой хватает до следующего праздника. В Байдарской долине у русов было семь городищ. Одно из них и называлось Скеля. Но со временем страна, в которой жили русы, - Синяя Русь, перенесла несколько великих трагедий и исчезла с лица Земли.

Автор считает, что менгир – одно из самых сильных мест на Земле. Это прямой выход на небеса. Писатель называет менгир живым, хотя люди давно перестали это видеть и чувствовать. Он советует читателям: «Когда будет свободное время, приезжайте сюда сами, привозите своих друзей. Пойте песни, веселитесь, несите добро этому месту. Может быть, через скелю «Мир» не только сами получите силу, но и «включите» место сие древнее. А через него добро пойдет во все пределы земли».

Я как человек 21 века аккуратно отношусь к таким высказываниям. В таких местах стараюсь вести себя нейтрально: плохих мыслей не думаю, но и хороводы не вожу, песен не пою. Кто там разбирается в этих энергиях? Да и как оно всё работает никто не знает. Посему предпочитаю аккуратное созерцание со стороны, как наблюдатель древних верований и первых рукотворных сооружений древнего человека.

Двадцать минут мы пробыли у менгиров, а затем двинулись к следующей нашей остановке - село Колхозное (Узунджа). Здесь, рядом с детским туристическим лагерем "Горный", начинается маршрут по каньону реки Узунджа - одному из самых красивых каньонов Крыма.

Я еще ни разу не был на Узундже, но многие наши участники были здесь и в той или иной мере проходили этот каньон. На карте река обозначена пунктиром и для нее это неутешительный диагноз - река пересыхающая. Помятуя о том, что осень у нас была сухая и снега в этом году не много, я не надеялся на бурный поток, на это никто не надеялся. Но река удивила как бывалых, так и тех, кто впервые ее посетил.

Воды было достаточно много, во всяком случае такой полноводной ее никто не видел.

Кто неоднократно видел Узунджу, дивились количеству воды, а те кто ниразу здесь не был смотрели на красоты каньона.

В этот день пройти весь каньон не являлось нашей целью. Мы прошли небольшой участок длиной 2 км. и вернулись обратно к Колхозному.

Но этот маленький двухкилометровый поход стал для меня чем-то сродни трейлеру к фильму. И что-то мне подсказывает, что мы скоро сюда вернемся для того, чтобы пройти этот каньон весь.

Далее мы немного возвращаемся в сторону Родниковского. Но не доезжая останавливаемся и идем к пещере Скельской.

Эта пещера считается самой теплой - среднегодовая температура +13 градусов Цельсия. Общая протяженность обследованной части Скельской пещеры 670м. Пещера охраняется законом с 1964 года, объявлена памятником природы, открыта и впервые пройдена в 1904 г. местным учителем Э. Кирилловым.

Скельская пещера представляет собой своеобразный природный заповедник. Она образована в верхнеюрских мраморизованных известняках путем тектонического разлома — в результате действий подземных вод в известняковых породах. В результате верхняя часть свода обвалилась, образовав огромный зал – который, впоследствии, был разделен натечными образованиями на несколько залов.

По подсчетам специалистов Скельской пещере несколько миллионов лет. Тут были найдены кости вымерших животных: лесного кота, крымского сайгака и др.

Пещера отличается значительными размерами, красотой и сравнительно хорошей сохранностью кальцитовых натечных образований. Имеет три уровня и состоит из нескольких залов. Оборудованный маршрут проходит по среднему и верхнему уровню. Общая протяженность экскурсионного маршрута 260 м.

Сейчас пещера оборудована ступенями и перилами, всё укреплено, подведено электричество: освещены переходы и самые интересные места

Скельская пещера изобилует натечными формами — это белые известняковые образования, содержащие кальцит, и крашеные натеки красновато-оранжевого цвета с примесью железа.

Скельская пещера работает каждый день (без выходных) с 8:00 до 20:00. Посещение пещеры осуществляется в сопровождении гида, продолжительность осмотра 40-50 мин. Стоимость составляет: 60 грн. взрослым (с 01 июня 2013 года поднимается цена взрослого билета и составит — 70 грн. с человека); 35 грн. детям (с 5 до 12 лет); 5 грн. фотосъемка (независимо от типа устройства); 10 грн. видеосъемка.

Насладившись видами пещеры мы выдвинулись в сторону реки Боса (маршрут №6). Эта часть пути самая продолжительная и самая походная. Река сейчас достаточно полноводная, хотя на карте, к сожалению, и эта река обозначена пунктиром, как и Узунджа. Но пока река полноводная - она служит украшением похода. Тропа идет по орографическому правому краю балки добрую половину маршрута.

Мне эта часть запомнилась красивыми притоками реки Боса. Каждые несколько сот метров в реку впадают малые ручейки и речушки.

Некоторые ручейки бегут прям поперек тропы, так что кое-где приходится аккуратно перебираться через небольшие (3-5 метров шириной) потоки воды.

Тропа постоянно набирает высоту и мы вместе с ней поднимаемся все выше и выше.

Максимальная высота 656 метров, а затем спуск по Шайтан-Мердвен. К Чертовой лестнице мы подошли уже после захода солнца. С перевала открывается хороший вид и не смотря на наступившие сумерки мы успели сделать несколько снимков. После чего начали спускаться вниз к старой Ялтинской трассе.

Шайтан-Мердвен или Чертова лестница была надежным и очень важным для местного населения горным перевалом Главной гряды Крымских гор. Начиная с новокаменного века она связывала крымское предгорье с Южным берегом. Но горный проход был довольно трудным, и можно легко представить, как уставший и спотыкающийся путник не один раз чертыхался и вспоминал дьявола на трудных участках теснины, по которой пролегла Чертова лестница. Отсюда и ее крымско-татарское название Шайтан-Мердвен (Шайтан — черт, Мердвен — лестница). Тропа идет вверх по крутоватому склону (средняя крутизна лестничных маршей 15-20 градусов, а наклоны отдельных маршей достигают 30 градусов). Под ногами видны окаменевшие выходы глины и песчаников - древнейших пород Крымских гор. Лесной склон не скучен для глаза, повсюду разбросаны глыбы и скалы известняков, сорвавшиеся с обрыва Главной гряды. Впрочем мы достаточно быстро преодолели спуск по лестнице и я, например, ни разу не чертыхнулся.

Статистика похода.

Не люблю делать статистику для фрагментированного похода, как этот. Остановку у Скельских менгиров я не буду отображать в статистике, она была слишком короткой. За время пребывания у менгиров мы прошли около 400 метров! Где я там столько находил? Не иначе хороводы водил в бессознательном состоянии.

Карта маршрута для похода по реке Узунджа:

Прошли ровно два километра и еще два километра прошли тем же путем обратно.

График профиля высот для похода по реке Узунджа:

Не смотря на поход "туда и обратно" график получился не совсем симметричный, но хорошо видны определенные закономерности.

Минимальная высота: 372 метра.
Максимальная высота:  423 метра.

Гистограмма скорости для похода по реке Узунджа:

Шли категорически медленно. Видимо раскачивались после новогодней спячки. Большую часть времени двигались со скоростью 2 км\ч. Зона 50%  от 2 км\ч до 4 км\ч.

Суммарная статистика для похода по реке Узунджа:

Начало похода: 09:06
Конец похода: 10:58
Общее время в пути: 1:51:42
Остановки в пути: 0:29:37
Движение в пути: 1:22:05
Средняя скорость: 2,6 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,1 км/ч.
Пройденный путь: 3,960 км. (9% марафонской дистанции)
Суммарный набор высоты: 154,0 м. (2% высоты горы Эверест).

Карта маршрута для похода по балке реки Боса:

На первом километре попадаем в пещеру Скельскую. На 4-ом километре сходим с тропы и уходим в сторону маршрута №6. На 10-ом километре подходим к перевалу Шайтан-Мердвен и начинаем спуск к трассе.

График профиля высот для похода по балке реки Боса:

На графике три ярко выраженных пика. Первый - это подъем от пещеры до первого перекрестка. Второй - это перекресток с поворотом на село Родниковское. Далее следует спуск в балку реки Боса, дальнейший подъем по руслу реки вплоть до перевала и заканчиваем спуском по Чертовой лестнице.

Минимальная высота: 282 метра.
Максимальная высота:  656 метров.

График скорости в зависимости от расстояния для похода по балке реки Боса:

Самая большая скорость в походе была, когда мы вдвоем с Лексеичем пошли искать сход на маршрут №6. Самая маленькая - в начале спуска по Чертовой лестнице.

Средняя скорость составила: 3,2 км\ч.

Гистограмма скорости для похода по балке реки Боса:

А вот это уже больше похоже на наших стандартный походный ритм. Большую часть времени шли со скоростью 4 км\ч. Зона 50%  от 2 км\ч до 4 км\ч.

Суммарная статистика для похода по балке реки Боса:

Начало похода: 11:09
Конец похода: 16:56
Общее время в пути: 5:47:35
Остановки в пути: 2:42:40
Движение в пути: 3:04:55
Средняя скорость: 3,2 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,8 км/ч.
Пройденный путь: 10,860 км. (26% марафонской дистанции)
Суммарный набор высоты: 648,0 м. (7% высоты горы Эверест).

Я рад, что мы не стали дожидаться весны и смогли выбраться в горы, чтобы начать походный сезон. Да, природа не очень красивая - все серое и коричневое. Но реки полноводны и очень украшают поход. Узунджа мне показалась похожей на Черную реку и их каньоны в чем-то схожи. С удовольствием пройду этот маршрут полностью. Пещера Скельская очень красивая и по общему мнению явно красивее Красной и, может быть, даже красивее Мраморной и Эмине-Баир-Хосар. Во всяком случае по количеству и разнообразию фигур Скельская держит лидерство. А заключительная часть похода была очень пешеходная и, благодаря реке Боса и всех ее притоков, достаточно живописная. Чертову лестницу мы один раз просто проходили мимо, во второй раз поднимались по ней и вот сегодня еще и спустились. Таким образом движение по Шайтан-Мердвен выполнен во всех возможных направлениях. Но это только Шайтан-Мердвен - очень маленький кусочек Крыма. Вот когда также будет исхожен весь Крым, тогда и можно будет остановится. А пока не будет мне покоя. Через неделю новый поход и уже пора собирать рюкзак, чтобы осмотреть еще какое-нибудь интересное место.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе."