пятница, 8 февраля 2013 г.

Плато Зангурма. Однодневный поход 03 февраля 2013г.

Плато Зангурма.

Описание похода.

Первая мысль, когда слышишь название: "А где это такое?" На карте нет такого плато. Может это миф? Попробуйте поискать в интернете. Информации мало, но она есть. Наверное неинтересное место и смотреть там нечего? Вот пройдемся и проверим.

В книге краеведа А. Белянского  «Топонимика Крыма 2010» плато Зангурма (или Зангурма-Баир) описывается в статье «В тени Эски-Кермена». По-моему он прав. Посудите сами. Сколько раз вы были на Эски-Кермене? Сколько раз вы лицезрели этот вид:

А что там виднеется за осколком узнаваемой скалы Эски-Кермена? Какое-то плато. Так вот это и есть Зангурма. Ходя по Эски-Кермену я всегда ловил себя на мысли, что было бы интересно полазить на противоположной стороне. И только сейчас впервые попал на другую сторону балки Джан-Газы, которая разделяет Эски-Кермен и Зангурму.

Свое путешествие мы начали у села Красный Мак (Биюк-Каралез) и сделали это не случайно. Остановились на южной окраине села у непримечательных зеленых ворот. Обошли забор и в течении пяти минут были у ничем не примечательного места. Но иногда чудеса бывают совсем рядом, там где их никак не ожидаешь.

Под естественным навесом, в дальней части грота, где не так дует ветер и куда не попадает дождь, сохранились древние изображения - петроглифы. Информации о том, кем и когда были оставлены эти знаки я не нашел. Изображения выцветшие, видно их плохо. Возможно будет видно лучше, если полить их водой. Но мы не стали этого делать. И вам не советуем. Если будете рядом, не лейте воду на эти остатки древней культуры. Только благодаря навесу, скрывшему от дождя и солнца рисунки, они сохранились до наших дней и мы можем наблюдать многовековые памятники древности своими глазами. Для того чтобы петроглифы было лучше видно я искусственно изменил цвета на фотографиях для большей наглядности.

Вот так под ничем не примечательным гротом обнаружились исключительно примечательные объекты для внимания.

Мы продолжили путь по оврагу, а после небольшого подъема вышли на плато. Забавно то, что никаких тропинок на карте и на навигаторе у меня не было. А некоторые найденные тропки выглядели совсем удивительно.

Обратите внимание - тропинка хорошо натоптана. Так и представляю себе туристов с рюкзаками, которые ходят здесь по кругу. Но нас так просто не проведешь. Мы и по направлению можем ходить. Впрочем ходить долго не пришлось. Через 10 шагов мы вышли на другую, более "правильную" тропу, которая вывела нас на первую видовую площадку.

Почти весь день мы будем идти по краю плато, откуда открывается хороший вид. Помимо хороших видов разнообразие в поход внес сильный ветер. На первой видовой я думал: "Ох как крепко дует". Но как покажет время на этой части плато дуло терпимо. По-настоящему ураганный ветер ждет нас впереди.

Сначала подойдем к восточному краю плато и посмотрим в сторону Залесного.

Именно отсюда лучше всего видно "четыре пальца" Мангуп-Кале.

Главное не забывать посматривать вниз и по сторонам. Во все стороны открывается прекрасный вид.

Так незаметно для себя путешественник попадает на мыс Пароход-Бурун.

С мыса Пароход-Бурун тропа уводит нас вниз. Мы спускаемся в овраг с труднозапоминаемым названием - Фындыклы-Дере. А по пути нам встретится еще одно интересное место - Ухо Земли. Сверху оно трудно различимое, хотя пройти мимо и не заметить у вас не получится.

Но лучше еще чуть-чуть спустится и посмотреть на него снизу-вверх. Так очертания этого грота с отверстием будут более наглядными.

Пересекаем овраг и взбираемся на вершину Баллы-Коба (402м.) Подъем небольшой, но в середине подъема есть одно место, где скальник выходит наружу, порос мхом и был влажным, что несколько осложнило подъем. Такое препятствие выглядит абсурдом - пару метров скалы чуть-чуть смоченных водичкой и так серьезно препятствует проходу. Впрочем рядом есть поваленные деревья, ветки, цепляясь за которые можно вытащить себя наверх. На этом приключения не заканчиваются. Выше поджидает новый сюрприз. Через 5 минут пути тропа полностью теряется, так как полностью заросла. Поэтому снова движемся по направлению. 15 минут мы шли через чащу леса, когда потерявшаяся тропа внезапно появилась, а для полной уверенности в том, что это действительно нужная тропа, через несколько сот метров встречаются наполненные водой пластиковые бутылки. Впрочем эти 20 минут - самое сложное место маршрута. Как-только выбираешься на край плато снова открывается красивый вид и идти снова становится легко и просто.

К тому моменту вы будете смотреть на Мангуп с его северо-восточной стороны. "Пальцы" будут менее различимы, но зато лучше будет виден массив горы Бойко с его заснеженными вершинами. По снегу в Крыму мы в этом году еще не ходили, но где-то он точно есть.

По пути нашли место, которое позволяет сойти\взобраться на плато в непосредственной близости от начала маршрута №13 в сторону т\с Пятая балка. Место мне показалось непростым и лезть с чувалами я стал бы только в самых критических случаях. Место схода выглядит вот так.

Снег мы видели где-то на горизонте, но зато стали свидетелями другого природного явления. Если раньше ветер был просто сильным, то к тому моменту как мы забрались на Баллы-Коба превратился чуть-ли не в ураганный. Некоторых особо легких участников похода стало в прямом смысле сдувать с горы. Я сам вешу как маленькая скала, но даже меня прилично мотало из стороны в сторону, а неподвижно удержать фотоаппарат становилось практически невозможно. Но это здоровски разнообразило поход. Прогулка превращалась в борьбу, добавляя походу суровости и какой-то экстремальности. Мне, например, это даже понравилось. Я постарался передать ветер в фотографиях, но без штатива это очень тяжело. А с другой стороны, никакой штатив на таком ветру не устоит даже на ровной поверхности. Поэтому получилось как получилось.

Попытался снять видео, но первый блин вышел комом. Как я не старался укрыть микрофон от ветра все-равно не получилось. Шум елового леса слышен лишь кое-где...

Несмотря ни на что мы в полном составе прошли по южному краю плато и дошли до восточного склона, откуда виден Эски-Кермен.

Еще через пару десятков минут вышли к карьеру, который находится совсем рядом с Эски-Керменом, но, я думаю, никто никогда его не видел. Печальное зрелище. Тяжело наблюдать за полностью срытой горой известняка. А низкое свинцовое небо только добавляло трагичности.

У нас еще оставалось время, чтобы или посетить Эски-Кермен или грот. В силу сложившихся обстоятельств был выбран грот. Здесь разных гротов достаточно много, но нас интересовал особенный.

Мы искали Львиный грот (к сожалению не сделал его фотографию с дороги). Под Львиным навесом течет интересный родник. У Белянского название этого родника встречается в трех вариантах: Коз-Су, Зангурма-Чохрагы или Биюк-Чокрак. Вода источника Коз-Су, просачиваясь в трещину известняка, намыла достаточно мощный натек, по верху которого змеится словно прорезанная ножом тонкая канавка-водоток.

Дебет воды совсем маленький, но набрать в кружку или даже казанок можно, хотя займет некоторое время.  Я считаю, что Львиный навес с родником был более интересным объектом для посещения, чем Эски-Кермен. Рад, что мы смогли найти этот грот.

Статистика похода.

Карта похода:

В самом начале пути (0,3км.) мы смотрели петроглифы. На 2,5 км. выходим на плато и с этого момента начинается видовая часть нашего маршрута. На 5,4 км. пути мыс Пароход-Бурун. Ухо Земли - 5,7 км и затем спуск в овраг Фындыклы-Дере. Баллы-Коба на 7,5 км. Карьер на 10,6 км. пути. 12,8 км. пути - Львиный грот и родник Коз-Су.

Интерактивный отчет о походе:

Добавляем четвертое измерение в карту и получаем интерактивный отчет о походе.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Пролетаем над нашим треком и смотрим виртуальный тур по пройденному маршруту.

График профиля высот:

Эти провалы и пики выглядят устрашающе до тех пор пока не посмотришь на шкалу высот. Перепады не очень большие. Да, суммарный набор высоты не плохой, но набор высот малозаметный. Лишь при подъеме в Львиный грот ноги начали подсказывать, что мы не плохо поднимались сегодня. Но несмотря на все - это легкая пешая прогулка для участников любого уровня подготовки. Такой бы она была бы и для нас, если бы не сумасшедший ветер на плато. Ветер добавил сложности и сделал поход более запоминающимся.

Минимальная высота: 158 метров.
Максимальная высота:  413 метров.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:05
Конец похода: 16:55
Общее время в пути: 8:50:39
Остановки в пути: 4:26:07
Движение в пути: 4:24:32
Средняя скорость: 3,0 км/ч
Средняя скорость с учетом остановок: 1,7 км/ч.
Пройденный путь: 15,060 км. (36% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 823,0 м. (9% высоты горы Эверест).

Хороший получился поход. И место интересное. На Эски-Кермене были все. А на этом плато, я уверен, мало кто ходил. И грот с родником Коз-Су мне очень понравился. Да и погода не подкачала. Да что перечислять. Отличный поход получился. Не тяжелый, но интересный.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Использованы материалы: http://golovina14.narod.ru/Zangurma.html
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Плато Зангурма".