пятница, 15 февраля 2013 г.

Мыс Мартьян. Массандровский дворец. Однодневный поход 10 февраля 2013г.

Мыс Мартьян. Массандровский дворец.

Описание похода.

10 февраля сего года посетили природный заповедник "Мыс Мартьян".

Природный заповедник "Мыс Мартьян" – один из шести природных заповедников Крыма, уникальный заповедный объект на территории Южного берега Крыма, бесценный памятник природы, имеющий большую природоохранную и научно-познавательную ценность. Это один из самых маленьких по площади и единственный в Украине природный заповедник, где сохраняются характерные для ЮБК естественные ландшафты Субсредиземноморья.

В этом году у заповедника юбилей - сорок лет! Заповедник организован 20 февраля 1973 года на землях Государственного Никитского ботанического сада (в настоящее время Никитского ботанического сада – Национального научного центра Украинской академии аграрных наук) и является его структурным подразделением. Площадь заповедника – 240 га (в том числе 120 га суши и 120 га прилегающей акватории Черного моря).

Название заповедника связано с географическим наименованием одноименного мыса Мартьян, которым выдается в Черное море отрог Никитской яйлы. Слово «Мартьян» переводится с древнегреческого как свидетель, с новогреческого – как ученик Христа, мученик.

Уникальность и научная ценность заповедника заключается в том, что здесь сохраняются типичные природные ландшафты и богатый генофонд флоры и фауны средиземноморского типа, что связано с расположением заповедника на северной границе Средиземноморской флористической области, в зоне сухих субтропиков. Акватория заповедника – один из немногих сохранившихся естественных участков с типичной донной растительностью, отличающейся высоким биоразнообразием. Важнейшим основанием введения заповедного режима явилось то, что на мысе Мартьян сохранились почти в полной неприкосновенности типичные природные комплексы Южного берега Крыма.

Задача заповедника – сохранить для нас и для будущих поколений весь природный комплекс с уникальной флорой, фауной, геоморфологическими и почвенно-климатическими особенностями мыса Мартьян как эталонный участок Южного берега Крыма, а также его историко-археологические ценности. На территории заповедника расположен историко-археологический объект – памятник средневековья XIII-XIV вв. «Рускофиль-Кале», впервые описанный еще в 1837 г. П.И. Кёппеном. На отвесном мысе сохранились остатки каменной кладки средневековой крепости. Остатки ее может найти только очень внимательный путешественник, так как раскопки сейчас законсервированы и из земли лишь в одном месте видна часть древней кладки.

Заповедник представляет собой научно-методический центр, природный полигон по изучению, сохранению и восстановлению наземных и морских экосистем. Здесь по программе “Летописи природы” проводятся стационарные мониторинговые биогеоценотические исследования различных компонентов его природного комплекса.

Природный комплекс мыс Мартьян - это эталонный участкок Южного берега Крыма и является одним из прекраснейших уголков Украины.

После посещения заповедника мы отправились к Массандровскому дворцу.

Попасть внутрь дворца в наши планы не входило, поэтому рассказ об этом архитектурном памятнике я оставлю на потом. В наши планы входило посещение тех объектов, которые туристам обычно не показывают. А ведь рядом с дворцом есть на что посмотреть.

Не доходя до проходной на территорию Массандровского дворца-музея, мы свернули с дороги и ушли по малозаметной тропе. Подъем занял несколько минут и мы оказались около пещерного монастыря. Туристов сюда почти не водят.  Мало кто о нем знает. А между тем монастырь живет своей жизнью.

На выходе находится образ "ангела". Я сфотографировал его с нескольких сторон. Но так до конца и не увидел образ. Тяжело фотографировать то, чего не видишь. Тем более мнения разделились: кто-то видел ангела в темном образе, кто-то в светлом. Я лишь убедился, что образное мышление и фантазия у меня находятся на примитивном уровне. Я не увидел ангела ни там, ни там.

Вообще монастырь находится в каком-то каменном хаосе и не зная местоположения найти его трудновато. Но на сам хаос стоит забраться. Сверху открывается хороший вид. На Массандровский дворец.

И в сторону Ялты.

Дальше в наших планах было взобраться на гору Ура и гору Браво. Ура мы не сразу нашли, на карте ее нет.

А на Браво решили не идти, так как наступали сумерки и мы могли засветло не успеть с нее спустится.

Вернулись ко дворцу и все оставшееся время каждый проводил как ему нравится.

Статистика похода.

Карта маршрута для похода по мысу Мартьян:

На карте хорошо видно место, где нам пришлось возвращаться. Хорошо виден спуск к воде. После 5,2км. хорошо видно место, где мы нашли стол.

Профиль высот для похода по мысу Мартьян:

Обычно в профиле высот интереснее разглядывать пики. Но в этот раз удобнее будет смотреть на провалы графика. Первый провал - это спуск к первой видовой площадке. Второй провал - это небольшой спуск по сыпухе (где несколько человек прокатилось на попах, в том числе и я). Третий - непосредственно сам спуск к воде.

Минимальная высота: 5 метров.
Максимальная высота:  132 метра.

Суммарная статистика для похода по мысу Мартьян:

Начало похода: 08:39
Конец похода: 13:19
Общее время в пути: 4:39:53
Остановки в пути: 2:16:16
Движение в пути: 2:23:37
Средняя скорость: 2,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,6 км/ч.
Пройденный путь: 7,760 км. (18% марафонской дистанции)
Суммарный набор высоты: 362,0 м. (4% высоты горы Эверест).

Карта маршрута для похода около Массандровского дворца:

Пещерный монастырь на 1,0 км. пути.

Профиль высот для похода около Массандровского дворца:

На подъеме уклон около 25-30%, в некоторых местах достигает 45%, что достаточно впечатляюще. Больше здесь описывать как-то нечего. Да, забирались все выше и выше, а потом спускались к дворцу. Каких-то особых точек не проходили.

Минимальная высота: 269 метров.
Максимальная высота:  589 метров.

Суммарная статистика для похода около Массандровского дворца:

Начало похода: 13:38
Конец похода: 17:41
Общее время в пути: 4:03:15
Остановки в пути: 2:08:49
Движение в пути: 1:54:26
Средняя скорость: 2,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,5 км/ч.
Пройденный путь: 6,340 км. (15% марафонской дистанции)
Суммарный набор высоты: 435,0 м. (5% высоты горы Эверест).

Абсолютное разные местности и почти одинаковые результаты. Общее время походов отличается всего на полчаса. При этом в обоих его частях движение и остановки почти составили паритет. Средние скорости одинаковы, средние скорости с учетом остановок схожи. Единственное отличие - на мысе Мартьян мы больше прошли и меньше поднимались, а возле Массандровского дворца наоборот. Но меня не покидает какое-то ощущение незавершенности. И если с заповедником на мысе Мартьян все более или менее понятно - место красивое, заповедное. А вот с Массандровскими окраинами еще нужно разобраться. Вершину с радостным названием Ура долго искали и на нее поднялась лишь малая часть группы, до вершины Браво не дошли. Массандровский дворец я обойти не успел. Таврские ящики смотрели в темноте, в попыхах. А наверху лес еловый и очень красивый. И дышится там хорошо. Вот туда ... наверх... я бы еще раз пошел. С удовольствием. Уж больно красивые сосны. Уж больно хороший воздух, наполненный фитонцидами. Уж больно обидно, что не получилось дальше уйти. Придется возвращаться. И может быть не раз.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Использованы материалы: http://www.nbgnsc.com
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Мыс Мартьян. Массандровский дворец".