суббота, 25 сентября 2010 г.

Мыс Айя. Затерянный мир.

Наблюдая в прошлый раз  мыс Айя в дымке тумана и понимая, что он находится вне досягаемости нашего пешего однодневного похода, даешь себе обещание обязательно туда попасть. И я не знаю, что приятнее: выполнять данные себе обещания или находится  в этом прекрасном месте. Одно удовольствие дополняет и усиливает другое.
В этот раз на мыс Айя мы будем смотреть с другой стороны. Со стороны бухты Ласпинской.


Двигаясь по трассе М-18 мы, не доезжая Ласпинской бухты, останавливаемся в кармане трассы, который перекрыт шлагбаумом, гуськом возвращаемся немного назад и по тропинке, которая не была обозначена на моей карте, но была известна нашим проводникам, начинаем подниматься в гору. Подъем достаточно затяжной и после летнего отдыха на море, кувырканья в песке и хождения исключительно по нашей ровной степи, заставил приложить некоторые усилия. Уже почти на вершине мы пересекаем "Римскую тропу", которая буквально вытягивает нас на край живописного отвесного обрыва, с которого хорошо видна и сама Ласпинская бухта, урочище Ласпи и одноименный мыс. А еще хороший вид на Байдарскую яйлу.


Тропа еще немного петляет среди крымского леса и выводит нас на другой обрыв, уже с южной стороны, откуда не только лучше видно Ласпи, но и самое синее из всех морей - Черное море, а также небо, которое где-то далеко в дымке бесконечности соединяется с морем.



Совпадение это или нет, но мы уже второй раз подходим к мысу Айя, причем с разных сторон и оба раза небо радует красотой своих облаков. Кто-то сказал о том, что такие облака бывают только осенью, кто-то поддакнул, возможно кто-то молча согласился, а я про себя усмехнулся и не стал ничего говорить. Такое небо видимо здесь часто. Оно не дает глазу скучать, а открывающийся простор заставляет тебя дышать полной грудью. 
С обрывов открываются хороший вид во все стороны. Я никогда не занимался медитацией, но устроившись на крае обрыва немного в стороне от группы, я, медленно скользя взглядом по морю, по облакам, которые отражались в воде, по горам, по деревьям, думал, что заниматься медитацией нужно где-то в таких местах, которые сами по себе располагают к  умиротворенному ходу мыслей, расслабленности и покою.





А из фауны на скалах мне приглянулась вот эта вертлявая ящерка, с раздвоенным хвостом:


Кстати, спустившись по тропке на 20 метров вниз, мы обнаружили развалины, крест, иконки. Все указывало, что это разрушенный храм. Но я соглашусь с одним из наших провожатых, что сейчас зачастую находя какие-либо развалины люди без разбора тут же их причисляют к культовым сооружениям. А это не всегда так. Так и на этих развалинах, даже на мой непрофессиональный взгляд, отсутствовали необходимые элементы церковного сооружения, да и размер был маловат. Что там было - сказать тяжело. Но здесь могло быть все что угодно, даже склад.



Углубляясь в лес еще не сильно заметно, что осень вступает в свои права, но кое-где ее легкая поступь уже  видна. Скоро в лесу будет преобладать желтые, оранжевые и красные тона.



Перепад высот совсем небольшой. Ноги сами несут к главной точке нашего путешествия. Тропинка то забегает в лес, то уводит на поляны, но неизбежно приближает нас к цели. Место, где она выныривает к морю и будет знаком, что вы уже совсем близко от цели. Мыс Айя. Вот он красавец. До него подать рукой.




На самом мысе находится заброшенная военная база. Вспоминая Кизилташ и, проходя мимо развалин базы здесь, я ловил себя на мысли, что по-видимому вояки строят свои базы отнюдь не из соображений военного удобства, а просто занимают понравившиеся красивые и уютные уголки Крыма.


Мыс Айя неразрывно связан с Затерянным миром. У подножия гор, где-то далеко внизу, находится тот самый мир. Столько раз мне говорили, что добрать к нему по суше невозможно, пути нет, что сюда можно попасть только по морю, но я всегда искреннее удивлялся и не верил. "Как такое может быть? Наверное так пишут лентяи, которым лень спускаться и подниматься по тяжелым тропинкам", - думал я. Но увидев воочию понял насколько  ошибался. Затерянный мир находится как бы в тисках отвесных скал, которые расположились латинской "V", обхватывая пляж с трех сторон. И только глядя сверху на этот райский уголок я воочию сам убедился, что подход остался только с одной стороны - со стороны моря. Впрочем даже осенью этим подходом пользуются люди. Пока мы стояли кораблики и лодочки как магнитом притягивало к этому пляжу.




Скажу откровенно - нелегко оторваться от созерцания и заставить себя идти дальше по маршруту. И по-моему это нежелание уходить овладело всей группой. И хотя мыс был даже не серединой маршрута, но мы здесь потеряли львиную долю времени. И казалось только двинулись в путь, все хорошо, идем, как снова мы вышли на открытое место и снова "застряли".




Это и послужило тем фактором, который не позволил нам пройти как планировали до Золотого пляжа (там где мы остановились и вернулись назад в прошлый раз). Слишком много времени было потеряно, слишком сильно и долго приковал к себе мыс Айя и Затерянный мир.
Если на некоторое время попробовать мыслить позитивно, то именно благодаря нашей медлительности в нашем путешествии сменился пункт назначения и вместо того, чтобы двинуться в сторону Балаклавы мы выдвинулись к Чернореченскому каньону с рекой Черной.


Быстрым марш-броском мы добрались до Гончарного, где нас уже ждал автобус. Через пару десятков минут мы уже были в Морозовке. Еще где-то через минут 40 мы спустились к реке Черной. Конечно, и речи не могло идти о том, чтобы прогуляться по каньону. Но даже мимолетного взгляда мне было достаточно, чтобы понять: здесь есть что посмотреть. Некоторые даже утверждают, что Чернореченский каньон красивейший в Крыму и по зрелищности переплюнет Большой каньон. Я бы не стал так сравнивать, но надеюсь, что у меня будет возможность пройти и осмотреть его.
Спустившись к реке, мы вышли к большой поляне, на которой, к нашему удивлению, находился большой палаточный лагерь. Ближайшая к лагерю заводь была занята и мы перебравшись в брод по реке нашли себе уединенное место, где кто хотел купался, а кто-то лазил или фотографировал.
Река Черная удивила меня своей полноводностью. Середина сентября, а на броде воды по пояс, в месте, где мы купались, глубина превышала два метра. Течение сильное. Температура около 9 градусов. Эта река заставила проявить к себе уважение.
Так как реки не было в первоначальном маршруте, то и штатив я с собой не брал (хотя кого я обманываю, я даже в маршруте с реками его не беру), но в этот раз хотя бы совесть не грызла меня. Пользуясь подручными средствами, используя рюкзак как штатив у меня получалось очень даже неплохо делать выдержки в 1 секунду, иногда пробуя 1,5 и даже 2 секунды.






Это путешествие еще раз доказало, что его величество случай - очень интересная штука. Да, планировать маршрут необходимо, но и нужно быть гибким, вносить коррективы и не сопротивляться, подобно барану, когда сама судьба толкает тебя, пытаясь направить, подсказать и показать.

Эти и другие фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме.

5 комментариев:

  1. Небо действительно красивое. Тоже придерживаюсь мнения, что лучшее небо осенью. Я каждый день вечером катаюсь на велике, и за лето не припомню красивых закатов, всё выбелено, ни единого облачка, а сейчас, что ни день так глаз не оторвать. Красиво пишете. А штативом я тоже не пользуюсь, а по скольку не люблю воздушную воду, то и подавно.)))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. А насчет "воздушной воды" - это вы зря. Фотографии на длинных выдержках с бегущей водой - настоящее искусство. =)

    ОтветитьУдалить
  3. Аж Дух захватывает! Ну, и красотища же!!!:))))))))

    ОтветитьУдалить
  4. Димсон, это просто круто.......

    ОтветитьУдалить