среда, 1 сентября 2010 г.

Перевальное. Т/с Курлюк-Баш. Тырке-Яйла. Т/с Восточный суат. Караби-Яйла. Долгоруковская Яйла.

Первомайские праздники, наверное, самое популярное время в году, когда люди со всех концов Крыма и близлежащей Украины стекаются в Крымские горы. Этому способствуют дополнительные выходные дни. Не стали исключением и мы. Маршрут был разработан ответственным за группу - lekseich, он же взял на себя всю предпоходную суету, а также  зарегистрировал нашу группу в КСС, заранее произвел оплату за услуги КСС. Все правила были соблюдены, в полной готовности на первой электричке мы выдвинулись в Симферополь. Необходимо заметить, что этот поход можно сказать первый. В походах я не был так давно, что в последний раз это было в школе. А значит опыт, если он какой-то и был, давно был благополучно забыт и пришлось всему учится заново. Это обстоятельство еще не раз "аукнется" в нашем походе.

Выход планировали на три дня с двумя ночевками. Если кратко описать маршрут следования, то он бы выглядел следующим образом: Трансформаторная (под Перевальным) - 135 - т/с Курлюк-Баш (первая ночевка) - Тырке Яйла - 144 - т/с Восточный Суат (вторая ночевка) - 161 - т/с Партизанская поляна - Долгоруковская Яйла - 145 -142 - Перевальное. Где-то вот так. Почти везде мы придерживались запланированного маршрута, но по пути пару раз мы немного сбились и поблукали.

Погода на всем пути была безоблачной. Настроение было хорошим. Начало было положено.

Как ехать в первомайские праздники на тролейбусе - это отдельная история. Ее мы пропустим. Высадились возле трансформаторной, сориентировались, перешли дорогу и, заприметив реку Курлюк-Су, вошли под лесной свод. Начало путешествия у меня вызывало только самые хорошие эмоции. Ты полон сил, лес скрывает тебя от солнца, по пути через речушку перекинуты деревянные мосты. Все это вдохновляет и ноги сами бегут по тропинке.

Курлюк-Су не очень полноводна, но ее хорошо видно и она служит хорошим ориентиром. Хотя я сам посматривал в карту, но мы каким-то образом сразу, в начале нашего путешествия, блуканули. Где мы пошли не так и где не там свернули мне до сих пор не понятно, но во время привала и обсуждения маршрута мимо нас начала проходить группа. Почему начала? Потому что группа многочисленная и порядочно растянулась. Мы воспряли духом и двинулись с группой наперегонки. И тут тропинка пошла резко в гору и все мое хорошее настроение быстро улетучилось. Привычный к большим прогулкам по ровной местности, как настоящий степной человек я не боялся обжигающего жара степных равнин, но абсолютно не был подготовлен к подъемам. Уже очень скоро рюкзак начал на меня наваливаться неподъемным весом, фотоаппарат пришлось снять с шеи и закинуть в рюкзак, потому что он с каждым шагом тянул мою шею (а вместе с ней и голову) все ниже и ниже. Теперь уже не было мыслей о том, что было бы не плохо поснимать. Единственная мысль, которая осталась в голове, была: "Как бы не подохнуть на этом подъеме". Только выдуманное мной соревнование с коренастыми мужиками из параллельно шедшей с нами группы позволяло мне хоть как-то подниматься и, в конце концов, опередить их. Мы выбрались на грунтовую дорогу, которой не должно было быть. Приблизительно поняли что находимся севернее 135 маршрута, выбрали направление и двинулись по грунтовой дороге. И через минут 20 первые встреченные добрые пожилые люди подсказали нам как выбраться к т/с Курлюк-Баш. Помню тогда подумал, что я им завидую. С виду эти трое уже пожилых людей были свежее и улыбались нам, в то время я думал как бы не рухнуть с ног прямо сейчас и дойти до стоянки. В целом можно сказать, что первая ошибка в выборе направления не была критической и мы практически не выбились из графика. Просто пошли не так, как планировали.

Переход до стоянки Курлюк-Баш занял приблизительно 4-5 часов. Сама стоянка мне очень приглянулась. Большая поляна, окруженная лесом, на которой может расположится столько лагерей, что места хватит всем и никто друг другу мешать не будет. И вид из лагеря превосходный. Закатное солнце подсвечивало деревья так, что иногда казалось как-будто находишься не в весеннем лесу, а в осеннем. А присмотришься поближе - почки на деревьях. Все как полагается. Весна.

Расположились прямо у речки Курлюк-Су. Я даже ветки уже пошел тягать. А тут смотрю, народ, кто поздно снимается, идут мимо нас и посмеиваются. Я сначала не придал внимания, но потом насторожился. После некоторого количества попыток поговорить выяснилось, что место для ночлега мы выбрали неудачное. Во-первых: самое низкое место стоянки. Весь холодный воздух опускался бы в наш лагерь. Во-вторых: возле реки. Холодный воздух + влажность = утром иней на носу. Быстро было принято решение о передислокации. В этот раз мы выбрали самое высокое место для лагеря в некоторой стороне от поляны и оказались на самой границе леса. Место, безусловно, удобное и плюс с возвышенности видна большая часть поляны, дорога и речушка. Забавный минус нашего расположения обнаружился лишь ночью. Я на новом месте всегда сплю чутко. И среди ночи явственно слышу, что вокруг палатки кто-то бродит. Шаги слышны явственно и то приближаются, то удаляются, иногда шуршание слышно прям возле моей головы. Волк? Откуда волки в Крыму. Человек? Не понятно. Воспаленное сознание рисует картины одна страшнее другой. В какой-то момент я даже подумал, что нас навестил медведь и я в мысленном угаре пытался вспомнить что читал на сайтах о том, что нужно делать, если вы оказались рядом с медведем и, естественно, ничего не мог вспомнить. А в спальнике так уютно и безопасно. Проснулись соседи, включился фонарь. Пока я придумывал себе один страшнее другого зверей, Сергей, вылезший из палатки, успел увидеть лишь пушистый серый лисий хвост, скрывающийся в темноте леса. Вот так я пропустил первую встречу с настоящим лесным животным миром.

За переход во второй день мы должны были дойти до стоянки Восточный Суат и еще вчера заприметили, что одна из групп ушла вот по этой дороге:

Так вот. Идти по этой дороге не нужно! Эту дорогу хорошо видно из лагеря и для меня, как новичка, была очень похожа на дорогу маршрута 136. Естественно мы пошли именно по этой дороге и только поднявшись на перевал, который хорошо видно на фотографии, стало понятно, что у нас что-то пошло не так. Дальше дорога резко поворачивает на запад (а не на восток, как видно по карте). Несмотря на ошибку было принято решение уйти с дороги и подниматься дальше по тропке. Эта дорога и тропинки не обозначены на карте, но поверьте они есть. Кое-где еле заметная тропка забирает круто вверх и мы поднимаемся все выше и выше. По прошествии некоторого времени вы все-таки выберетесь на плато. На Тырке-Яйлу. Не забудьте передохнуть и сфотографировать. Вид шикарный.

Далее дорога идет по плато и существенных перепадов высот нет. Кое-где еще лежит снег. Иногда встречаются пещеры. Но после тяжелого подъема не каждый сможет заставить себя обследовать их хотя бы внешне.

В целом движение по плато достаточно простое и эта часть дороги дается легко, обладает хорошими ориентирами, такими как Долгая гора. Снимок сделан уже с восточной ее части (около Стол Горы), но двигаясь с востока на запад вы всегда будете ее видеть.

Стол Гора (так же как и Долгая гора) находится в небольшом удалении от маршрута и отказать себе в удовольствии побывать здесь просто невозможно. Ну или хотя бы на одной. В нашем путешествии мы не пошли на Долгую, а остановились на Столе. Вид превосходный. Внизу Генеральское, еще дальше Море, хорошо видно Караби-Яйлу, гору Кара-Тау. Что еще нужно для хорошего настроения?

Дальше спуск, череда подъемов и спусков, поваленные деревья и... т\с Восточный Суат. Разбили лагерь и пока готовилась еда побродили в округе и заодно провести рекогносцировку на местности, определяя куда нам завтра нужно идти. Посматривая на подъем к Караби борются между собой два противоположных вида эмоций: лень и усталость против интереса и желания побольше увидеть.

К счастью победил второй вид. И откуда только силы. Час назад казалось, что ты не сможешь сделать и шагу. Но горы придают сил. Завораживают. Манят.

Мы не поднимались по той дороге, что изображена выше на фото, а обошли по реке, которая идет от источника Суат и зашли в какое-то ущелье и как-то незаметно для себя, по малозаметной тропинке мы забрались на Караби-Яйлу.

Здравствуй, Караби!

Пробежались по краю Караби (на большее просто не было времени) и насколько позволяло заходящее солнце и почти пустой желудок (толком мы не покушали, перехватили что-то на скорую руку) мы спустились вниз в лагерь.

Еще парочка лесных фигур, только теперь от т\с Восточный Суат.

Третий день предполагал уйти по 161 маршруту, пройти через Партизанскую поляну, подняться на Долгоруковскую Яйлу и выйти обратно к Перевальному.

Признаюсь, что порядком устал и поэтому кофр из рюкзака не доставал пока не поднялись на Долгоруковку. И хотя красивых мест было много, в т.ч. Бурульча, сама Партизанская поляна,   два пруда на Долгоруковке... да и еще много чего интересного, но висящее на шее 2 кг. никак не способствовали моему быстрому продвижению, поэтому почти весь переход фотик был за спиной. Не скажу, что эта часть маршрута была тяжелая. Нет. Скорее все получилось как надо. Третий день я шел достаточно легко и только подъем от Партизанской поляны заставил порядком напрячься. Все остальное время были, ставшие уже привычными для меня - степного жителя, бесконечные спуски п подъемы различной степени протяженности.

Только выйдя на Долгоруковку на одной из стоянок я не удержался и сделал несколько кадров.

Но какой бы приятной не была бы стоянка, каким бы приятным не был бы вид на Чатыр-Даг, но все-равно рано или поздно пора идти дальше. Узнать для себя что-то новое; увидеть то, что еще не имел возможности лицезреть; пройти ногами те дороги, которые еще не покорены. И наверное это хорошо. Стремление к новому двигает все внутри тебя вперед. К неизведанному. К несомненно лучшему будущему.

Эти и другие фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме.