вторник, 5 ноября 2013 г.

Из Терновки в Родное. Грот Чаир-коба и водопад Мердвень-Тубю. Однодневный поход 03 ноября 2013г.

Описание похода

село Терновка - село Хворостянка - гора Хлама - хребет Таушан-Тепе - Чернореческий каньон - грот Чаир-Коба - водопад Мердвень-Тубю - село Родное

Наш сегодняшний маршрут мы начинаем из села Терновка, Балаклавского района. В исторических документах это село можно найти под различными названиями: Старые Шулы, Старый Шулю, Шулю, Шули, Старошули, Старошуль. Терновка расположена в долине реки Айтодорки, правого притока Чёрной реки, в горах Внутренней гряды и точное время возникновения здесь поселения неизвестно, но, вполне возможно, что удобная и плодородная долина была заселена с II века н.э.

Среди достопримечательностей этого села можно выделить платан Палласа. Названо дерево в честь ученого-энциклопедиста Петра Палласа. Считается, что именно он был первым русским ученым, который поселился в Крыму и в число его достижений входит "Краткое физическое и топографическое описание Таврической области". В дар за свои труды он получил две деревни и одна из них - имение Шули, как уже понятно из названия, находилось на месте нынешней Терновки. Петр Паллас посадил в центре села платан, которому сейчас более двухсот лет. Дерево сохранилось до наших дней и получило такое уважение, что ветвь платана отражена на гербе и флаге Терновки, символизируя богатую природу окрестностей села. Дерево величественно и огромно. Ширина ствола составляет внушительные 6,6 метров. Листва почти полностью облетела, видны все его узловатые ветви, кряжистый ствол, а под ним огромный ковер из желтых листьев.

Из Терновки мы выдвинулись в сторону горы Зыбук-Тепе. На юго-западе села вверх поднимается тропинка, которой нет на картах, но даже после осеннего листопада тропа хорошо различима, хотя и видно, что ей почти не пользуются.

Терновка - передовой рубеж обороны Севастополя, поэтому здесь много ДОТов (в том числе сохранившихся до наших дней) и другие фортификационные сооружения времен Великой Отечественной. Поэтому не удивительно, что у вершины мы случайно натолкнулись на "эхо войны". Наша тропинка вывела нас к хорошо сохранившимся окопам и капонирам. На местности они хорошо видны, а вот на фотографии из-за пестрой палой листвы разглядеть их тяжело.

У вершины Зыбук-Тепе тропа поворачивает в юго-восточном направлении, становится более натоптанной, а потом и вовсе переходит в проселочную дорогу. Слева по пути открывается хороший вид в сторону монастыря Шулдан и Мангуп-Кале. А мы, между делом, приближаемся к следующему пункту нашего сегодняшнего похода - селу Хворостянка.

До 1948 года этот населенный пункт носил название Верхний Узенбаш, Нижний Узенбаш; а еще раньше Чамлы Озенбаш. Это тюркский топоним, в переводе означает: "узень" - река, "баш" - голова, вершина. Название соответствует действительности: село находилось в районе истоков реки Упы. Почему находилось? Потому что на нынешних картах ни одно из этих названий вы не встретите. Дело в том, что 18 мая 1944 года, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года, крымские татары, которые составляли население этой деревни, были депортированы в Среднюю Азию. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года переименовано 2 села: Верхний Узенбаш в Верхнюю Хворостянку и Нижний Узенбаш в Нижнюю Хворостянку Балаклавского района. В дальнейшем названия двух сел в известных документах не встречалось и употреблялось название Хворостянка. Административно-территориальное деление по состоянию на 1 января 1977 года показывает, что такое село было исключено из списков населенных пунктов в связи с переселением жителей.

А место здесь замечательное. Вокруг села много заброшенных одичавших садов. Само село находилось в подковообразном окружении гор. Здесь затишно и спокойно. От домов почти ничего не осталось и лишь небольшие груды камней говорят о том, что когда-то здесь было поселение.

В селе находится родник Су-Баши, он обозначен на туристических картах. Но родник полностью убран в колодцы и по трубам вся вода отводится в сторону Родного. Будьте аккуратны при планировании маршрута, скорее всего здесь воды у вас не получится набрать.

За селом находится старое татарское кладбище.

За кладбищем есть проселочная дорога, которая уходит в заброшенный сад, поворачивает на юг и это самая короткая дорога к горе Хлама, но мы так увлеклись спуском по основной мощеной дороге, что проскочили этот поворот, затем еще один и остановились лишь когда увидели, что дорога ведет в Родное. Ох и заманчивы эти старые крымские дороги. Так и хочется идти по ним никуда не сворачивая.

В Родное нам еще рано, поэтому разворачиваемся и по балке Мунде-Дере двигаемся в юго-восточном направлении. Эта дорога ведет из Родного в Передовое. Из-за оплошности пришлось снова набирать высоту, потерянную на заманчивой мощеной дороге. Но места здесь красивые, а несколько параллельных проселочных дорог плавно уводят нас вверх до безымянной высоты 521 метр.

На вершине натыкается на шлагбаумы. Везде висят таблички, запрещающие проход, проезд, охоту и натаску собак. Здесь находятся территория охотничьей базы "Красный камень". Здесь же находится перекресток четырех дорог. Дорога в Родное, по которой мы пришли, два спуска в Передовое, причем один обозначен деревянным указателем. Но мы выбираем четвертую дорогу, в юго-западном направлении, и продолжаем подъем на гору Хлама. На подходе к вершине открывается красивый вид на Чернореченское водохранилище и Ай-Петринскую яйлу.

Первым делом на вершине горы Хлама вы увидите установленную здесь охотничью вышку. Не забыли, что находитесь в охотничьих угодьях "Красного камня"? За вышкой находится триангулятор и поляна, где стоят корыта с водой, в большом количестве разбросаны яблоки, видны поляны проросшей пшеницы. Здесь же рядом стоят металлические подсобные контейнеры. И, конечно же, все это служит для успешной охоты, отдыхающих в "Красном камне".

Решили быстро прогуляться до базы "Красного камня" и посмотреть, что она из себя представляет. Сразу видно, что здесь все в порядке - база функционирует. Чисто, аккуратно, есть стоянка для машин, комфортабельные апартаменты, домики с евроремонтом. А еще у охотников есть ружья и не известно в состоянии какого алкогольного опьянения они находятся, и что им может показаться. Поэтому близко не подходили, развернулись и пошли обратно. Тем более наш дальнейший путь пролегает по вершине хребта Таушан-Тепе, а база находится чуть-чуть в стороне.

Нам хотелось побыстрее покинуть охотничьи угодья, поэтому мы ускорили шаг, по пути встретили еще одну охотничью вышку. Опять большая поляна, опять кадки с водой, опять разбросанные яблоки. А дальше проселочная дорога, как по волшебству, превращается в тропинку и мы выходим на хребет.

Мне эта часть похода больше всего понравилась. Надоели разбитые проселочные дороги. А эта тропинка как подарок. Мягкая, плавная и какая-то такая пешеходная и уютная. Когда мы начали переживать, что в лесу ничего не видно, тропа стала выходить то на правый, то на левый край хребта, откуда попеременно открывался прекрасный вид то на балку Минестерскую, то на Чернореченский каньон.

Показав красоты вокруг, тропинка уходит в центр хребта, начинает петлять, становится круче, чтобы побыстрее увести нас в Чернореченский каньон. Опасных или труднопроходимых участков мы не увидели, ну разве что в конце спуска пришлось пробираться по руслу реки. И, если в нашем случае русло было сухое, то весной, видимо, придется несколько раз перепрыгивать через небольшой приток, так как тропа перескакивает с одного берега на другой. Но этот участок небольшой и не должен доставить особых трудностей.

Река Черная встретила нас приятным мягким шумом бегущей воды. После спуска немного передохнули, а некоторые даже искупались.

Продолжая движение вдоль русла реки Черной, через десяток минут встречаем бетонные опоры - так называемый Немецкий мост. Его строили немцы во время Великой Отечественной. Он являлся частью дороги, соединявшей села Родное и Алсу. Потом этот мост подорвали партизаны. Неподалеку от этого места, на широкой поляне, установлен памятник партизанам, а поляна, соответственно, называется Партизанской.

От бетонных опор Немецкого моста по петляющей проселочной дороге уходим вверх. В Родном находится несколько баз для прогулок на квадроциклах и этот тип транспорта здесь очень популярен.

А мы поднимаемся все выше, пока не выходим на поляну, откуда хорошо виден "Объект 221", который наш туристический клуб посещал в марте этого года.

Дальше, не теряя времени, движемся в село Родное. По пути встречаем родник Карши-Чокрак. Воды здесь хоть и много, но она не выглядит пригодной для питья.

Проходим мимо озера, где кричат и резвятся городские "дикари", которых вывезли на природу. Недавно здесь поставили навесы, сделали скамеечки и столы, отдыхать стало удобнее и веселее. Но нам некогда отдыхать. Закат приближается, а у нас остался еще один запланированный объект - грот Чаир-Коба. В начале сентября мы малой группой уже разведали тропку в обход страусиной фермы, где с туристов за проход к гроту и водопаду собирают деньги. Находим наш маленький тур, составленный из камней, и, не теряя времени, двигаемся по уже разведанной тропе к гроту - этому удивительному уголку Крыма, в котором мало кто бывал.

Местные жители называют это место «Рoднoвcкий водопад», исторические источники упоминают такие топонимы как Кoбa-Чaиp (пещера среди цветущих садов) и Мepдвeн-Тубю (основание лестницы). Пещера представляет из себя мощный нависающий грот, расположенный подковой на юго-восточной стороне озера.  Много тысяч лет назад вода, насыщенная известью, создала мощный сталагнат (колонну), который и сформировал современный облик пещеры. С потолка грота в озеро спадают струи горного ручья, образуя красивый водопад, который наиболее полноводен в весеннее время.

Особенно впечатляет вид на этот природный ансамбль c обрыва на окраине села. А еще местные жители утверждают, что лет 15-20 назад вода в пруду была голубой.

Окидываем прощальным взглядом грот Чаир-Коба, водопад Мердвень-Тубю и отправляемся в село Родное, где и заканчиваем наш сегодняшний маршрут.

Статистика похода.

Карта похода.

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
0,0 км.   - село Терновка и платан Палласа;
19,0 км. - родник Карши-Чокрак;
21,5 км. - грот Чаир-Коба и водопад Мердвень-Тубю;

Интерактивный отчет о походе:

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

График профиля высот:

Первый подъем до вершины горы Зыбук-Тепе. Затем плавный спуск с нее и небольшой набор высоты перед покинутым селом Хворостянка. Потом ошибочная потеря высоты и основной подъем по балке Мунде-Дере и затем к вершине горы Хлама. После вершины небольшой спуск к охотничьей базе "Красный камень", возвращение на тропу и спуск по хребту Таушан-Тепе, вплоть до Чернореченского каньона. Путь около реки Черной почти ровный. А затем подъем от Немецкого моста до грота Чаир-Коба. И финальный подъем от грота в село Родное.

Минимальная высота: 57 метров.
Максимальная высота: 591 метр.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:34
Конец похода: 17:03
Общее время в пути: 08:28:28
Остановки в пути: 2:58:13
Движение в пути: 5:30:15
Средняя скорость: 3,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,6 км/ч.
Пройденный путь: 22,780 км. (54% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 833,0 м. (9% высоты горы Эверест).

Этот маршрут получился прогулочным. Достаточно легкий, в меру видовой. Конечно, грот Чаир-Коба - жемчужина похода и я рад, что мы не стали повторять традиций последних двух выходов и прибыли к гроту еще при свете дня. Повезло, что, несмотря на осень, водопад Мердвень-Тубю не пересох. Приятно, что самый молодой участник нашего похода не только показала феноменальную выносливость, но и достойный темп и всю дорогу прошла пешком сама. Группа в этот раз растягивалась минимально и, несмотря на солидный километраж, мы смогли закончить путь до наступления полных сумерек.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать