вторник, 29 октября 2013 г.

Пещеры нижнего плато Чатыр-Даг. Однодневный поход 27 октября 2013г.

Описание похода

т\с Сосновка - Красная тропа - пещеры Бездонный колодец - Гугерджин-Хосар - Тысячеголовая - Холодная - Эмине-Баир-Хосар - Ишачья тропа - село Перевальное

Этот поход отличается от всех предыдущих. Обычно мы ходим по горным тропам, а сегодня взглянем на то, что происходит у нас под ногами, под тропами. А там совсем другой - огромный подземный мир. Только на нижнем плато Чатыр-Даг около 135 пещер. Здесь находятся знаменитые пещера Мраморная и пещера Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовая), в которые регулярно проводятся экскурсии. Из необорудованных пещер самые известные - пещера Тысячеголовая (Бинбаш-Коба) и пещера Холодная (Суук-Коба). Их мы и планируем сегодня посетить.

Начинаем свой путь от т\с Сосновка. Двигаясь по желтой маршрутной нитке (согласно новой маркировке европейского стандарта) или маршруту №127 (по более привычной советской маркировке), начинаем набирать высоту. Набрать нужно приличные 500 метров. Но маршрут достаточно удобный и набор происходит без чрезмерных усилий. Стоит также заметить, что у этого пути есть еще одно название - Красная тропа. Связано это с красным цветом почвы, что особенно заметно, когда тропа увлажнена дождем. Но нам повезло. Безоблачное небо, отсутствие ветра и дождей сделали подъем простым, а вместе с тем красный цвет тропы, я думаю, заметили все.

С тропы виден Холодный кулуар. Именно здесь он открывается особенно хорошо и отсюда кажется таким непроходимым.  И не смотря на то, что подъем по кулуару выглядит абсолютным сумасшествием, но в июне 2013 года мы успешно поднялись по нему и оценили всю красоту этого уникального места.

После выхода на плато тропа теряет свой красный цвет, но дальнейший путь к т\с Оникс-Тур отмечен турами. Мы осознанно уходим с тропы, чтобы проверить наличие воды в источнике Туз-Чишме, который чуть ли не единственный доступный в этой части плато.

Вода в источнике есть, она прохладная, хотя не всем пришлась по вкусу. Около родничка хорошо видна т\с Оникс-Тур (в народе именуемая "Точкой") и к ней ведет несколько троп и проселочная дорога. Буквально через десяток минут мы оказываемся у центральных ворот, смотрим на оригинальные графити, которыми украшен забор.

Но это все дополнительные объекты, которые встречаются по дороге. А где же пещеры? До ближайшей осталось меньше километра. От т\с Оникс-Тур уходим на запад по грунтовой дороге, а потом по тропинке в юго-западном направлении, отмеченной крупным туром. Первая запланированная к посещению пещера - Бездонный колодец (Топсюз-Хосар). Мы подходим к ней с севера, но самый лучший вид открывается с запада. Пещера поражает воображение. Крупнейшая в Крыму карстовая воронка, уходящая куда-то далеко вниз. Это как взглянуть в бездну. Центральный ствол шахты имеет общую глубину 140 м. Представьте себе, что туда поместятся более четырех десятиэтажек. И это только центральный ствол. Общая глубина пещеры составляет впечатляющие 195 метров.

У этой пещеры интересная история. Известна она с конца XIX столетия. Первая попытка исследования пещеры состоялась в 1927 году экспедицией П. М. Василевского и П. И. Желтова. Студент-геолог Олег Степанович Вялов (будущий академик) спустился на глубину 95 метров. Дальнейшее продвижение в глубину пещеры стало невозможным ввиду недостаточной длины верёвочной лестницы. Вялов О. С. также выполнил первое описание пещеры (до глубины 100 м). В 1938 году, по неподтвержденным данным, студент Ленинградского Горного института Свиричевский достиг дна на глубине 150 метров и обнаружил несколько боковых ходов. В 1959 году комплексная карстовая экспедиция в составе Дублянского В. Н., К. Аверкиева, Ю. Вялова О. С., Полканова, Г. Пантюхина, А. Брунса, Ю. Нешпора достигла дна и прошла три горизонтальных хода общей длиной 200 метров. Общая глубина составила 161 метр. Именно эта экспедиция занималась поиском воды в карстовых полостях, в попытке найти поток, питающий Аянское водохранилище и реку Салгир. Всем интересующимся рекомендую к прочтению книгу В. Н. Дублянского и В. В. Илюхина "Вслед за каплей воды".

Вот небольшой отрывок повествования: "Уже около двенадцати часов дня. Солнечные лучи проникают глубоко в широкий ствол Бездонного колодца, и стены его, сложенные розовато-красными известняками, поблескивают, как отполированные. От них медленно поднимается кверху туман испарений, окутывая лестницу сиреневой дымкой...

Пущены в ход последние две секции лестниц. Одна из них сделана из тонкого, растягивающегося капронового репшнура. Спускаться по ней несложно, а вот подниматься... Гоню от себя неприятные мысли, сосредоточиваюсь на замерах азимутов и зарисовке контуров колодца.

Но вот и дно. Огромный конус снега высотой больше семи метров и диаметром у основания до 20 метров накрепко похоронил под собой легенды об отарах овец, якобы сорвавшихся в туман в мрачную пасть Бездонного. Беглый подсчет показывает, что объем снежного конуса свыше 700 кубометров. Сюда в пору экскаватор!

Но меня, так же как и моих товарищей, манит огромный тринадцатиметровый портал галереи, уходящей куда-то вниз."

В 70-х годах симферопольскими спелеологами (руководитель В. П. Душевский, А. Ф. Козлов и др.), прокопан ход, обнаружен 15-метровый колодец, за ним еще два небольших зала. Общая глубина составила 195 м и протяженность 410 м.

Снаружи пещера впечатляет, сложно представить насколько впечатляет она изнутри. Но без соответствующего оборудования нам сюда не забраться. Поэтому отходим от края колодца и уходим в южном направлении к пещере Гугерджин-Хосар (Голубиный колодец).

Эта пещера считается идеальной для первых спелеологических походов. Великолепный зал шахты Гугерджин стал известен сравнительно недавно, после провала кровли над одним из куполов. Двадцать метров спуска вдоль обомшелых стен, и перед глазами неповторимый, созданный водой и временем мир. Зал длиной в 25 метров украшен натечным убранством. Ребристые золотисто-желтые колонны подпирают невидимый во тьме свод. Они делят зал на крохотные камеры, в которых с трудом поместятся двое. Чтобы попасть в них, приходится карабкаться по натечным барьерам, протискиваясь сквозь узкие щели.

В одной из камер — неподвижный хрусталь озерца, на дне его, как на ладони, видна каждая песчинка. Над озерком — наполненные водой ванночки: лесенкой, одна выше другой, а между ними — полупрозрачные кальцитовые перегородки, своего рода маленькие плотины. Вся эта причудливая система взбирается по наклонной стене туда, где едва виднеется узкая косая трещина. Вот из нее скупой слезой выкатилась капля. Блеснув в луче фонаря, «слезинка» скользнула и перелилась в следующую… И так до небольшого озерца.

После таких описаний и схем наша группа уже сгорает от нетерпения своими глазами посмотреть на подземный мир. Но спускаться в Гугерджин мы также не будем. Совсем рядом находится следующая пещера нашего сегодняшнего путешествия - Тысячеголовая (Бинбаш-Коба) и она доступна для неподготовленных групп.

Почему такое название - Тысячеголовая? Оказывается пещера имеет очень необычную  форму: начинаясь широкой площадкой и горизонтальным входом-порталом, она переходит в теснину, а затем раскрывается огромным залом с десятками сталактитов и сталагмитов. Идеальное место для захоронения умерших – величественное и тихое. Считается, что Бин-Баш Коба служила местом ритуального погребения для местных племён – это подтверждается фактом, что в пещере были найдены только черепа взрослых людей. Впрочем, черепа давно разграблены, да и пещера порядком пострадала. Многие гигантские колонны сталагмитов повалены на пол, а на стенах видны следы от топоров любителей пещерной экзотики. Но все-равно пещера всё ещё стоит того, чтоб её посетить: даже не смотря на запустение, в ней чувствуется некоторая мистика и трепет перед историей.

Совсем рядом с Тысячеголовой пещерой находился первый горный приют России для посетителей пещер. Об этом говорит памятная табличка и еле различимый фундамент разрушенного здания, из камней которого кто-то уже соорудил кострище.

Следующая в нашем списке Холодная пещера (Суук-Коба), к общей радости, также доступна для посещения неподготовленными группами. И она еще больше, интереснее и красивее.

Суук-Коба начинается с огромного, высотой до 25 метров, зала. Здесь растет композиция из сталактитов, называемая в народе "оргaн": множество каменных сосулек сплелось в одну структуру, похожую на органные трубки. А в конце зала на стене пещеры нарисован незаурядный рисунок.

Но не спешите радоваться тому, что нашли доисторические наскальные росписи: в те времена никто не рисовал в цветах и с соблюдением пропорций. Говорят, в 90е годы на Чатыр-Даге снимали фильм о пещерных жителях, не обошли вниманием и Суук-Кобу.

Но не стоит растраиваться. Здесь есть на что посмотреть. Вскоре пещера разветвляется на два коридора. Если пойти направо, то придется немного полазить по самодельным ступеням. Ступени в Суук-Кобе, как и в любой другой пещере, довольно скользкие, так что надо быть предельно осторожным. Если же пойти влево, ход по многочисленным ванночкам приведет в зал с колонной.

Время в пещерах бежит совсем по-другому. По ощущениям в Холодной пещере мы пробыли двадцать минут, а на самом деле прошло около часа. А у нас еще запланировано посещение Эмине-Баир-Хосар. Поэтому воодушевленные и полные новых впечатлений выбираемся под лучи теплого солнышка и выдвигаемся к следующему пункту назначения. По пути мы проходим Охотничий грот.

И небольшую пещеру с названием Летучая мышь.

Дальше группа разбилась на две части. Первая посещает пещеру Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовая), а вторая - экспозицию музея Симферопольского клуба спелеологов. В 2011 году я посещал Эмине-баир-Хосар и был впечатлен залом Идолов, Озерным залом, залом Дублянского, залом Кечкимет и, конечно, скелетами мамонтенка и бизона.

А в этот раз я ограничился посещением экспозиции музея. Музей небольшой. Экскурсия длится около 15 минут. Среди экспонатов музея - старые фотографии и слайды, видеодокументы, всевозможное оборудование, горные образцы, модели подземного царства и самих исследователей.

Экскурсию ведет старший инструктор спелеокомплекса "Мраморные пещеры" - Игорь Тимохин, который любезно согласился на фотографию у входа в музей.

А вот он же в галерее почетных спелеологов.

Мне он в шутку пожаловался, что у всех в галерее фотографии из спелеологической молодости, а у него фотография десятилетней давности. Поэтому все на фотографиях молодые и красивые, а он лысый и старый. Но это, конечно же, самоирония. В свои годы он быстро двигается, легко преодолевает ступеньки и, мне кажется, скинь ему веревку, так он с ходу и по отвесной скале заберется.

Экскурсия в Эмине-Баир-Хосар затянулась и наша группа вышла из пещеры после заката. А это не входило в наши планы. Нам еще нужно было спустится в Перевальное. По пути проходим еще одну пещеру - Трехглазка.

Но времени на неё нет. Впереди у нас спуск по Ишачьей тропе.

На Ишачью тропу вышли в сгущающихся сумерках. Думаю мало кто понял, что она из себя представляет. Где-то на середине пути пришлось одеть фонарики, а в Перевальное мы спустились в полной темноте. Но главное, что пришли целые, здоровые и с приятными впечатлениями от похода.

Статистика похода.

Карта похода.

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
2,2 км.   - конец основного подъема на нижнее плато Чатыр-Даг по Красной тропе;
11,8 км. - пещера Трехглазка;
12,1 км. - Ишачья тропа.

Интерактивный отчет о походе:

Добавляем четвертое измерение в карту и получаем интерактивный отчет о походе.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Пролетаем над нашим треком и смотрим виртуальный тур по пройденному маршруту.

График профиля высот:

Профиль говорит сам за себя. Маршрут условно можно разделить на три части. Подъем - красная тропа. Дальше достаточно ровный участок - нижнее плато Чатыр-Дага. И, наконец, спуск - ишачья тропа. Добавить здесь нечего.

Минимальная высота: 433 метра.
Максимальная высота: 1044 метра.

Суммарная статистика.

Начало похода: 07:58
Конец похода: 18:32
Общее время в пути: 10:34:14
Остановки в пути: 6:01:50
Движение в пути: 4:32:24
Средняя скорость: 3,4 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,6 км/ч.
Пройденный путь: 17,260 км. (41% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 764,0 м. (9% высоты горы Эверест).

Насыщенный получился день. В пешеходные походы по необорудованным пещерам мы еще не ходили. Получили необычный опыт, который при желании можно развить. Интересно на короткое время почувствовать себя спелеологом и открыть для себя пещеры. Конечно, жить под землей я бы не смог, но иногда для разнообразия заглядывать "под землю" можно.

В этом походе установили новый спорный рекорд, который я отношу к антирекордам. Время остановок в пути составило более шести часов. Такое число получилось из-за того, что время проведенное в пещере GPS-навигатор резонно считал за время без движения. Отсюда все наши вылазки по пещерам вылились в рекордное время остановок. Я еще не решил, стоит ли обновлять таблицу рекордов таким спорным рекордом. Скорее всего не буду и рекорд так пока и останется за подъемом на верхнее плато Чатыр-Даг по холодному кулуару.

До новых встреч в горах... и под горами!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Пещеры нижнего плато Чатыр-Даг".