четверг, 24 октября 2013 г.

Хапхальские гребни и ущелье Хапхал. Однодневный поход 20 октября 2013г.

Описание похода

село Лучистое - Коровья тропа - водопад Джурла - гора Диплис-Хая - Хапхальские гребни - ущелье Хапхал - водопад Джур-Джур - село Генеральское

Хапхальские гребни. Кажется ни к какому другому клубному походу я не готовился так долго. На это место меня навел Сергей (за что ему огромное спасибо). Наша двухдневная летняя вылазка с целью найти и осмотреть эту локацию закончилась более чем успешно. От увиденного захватывало дух. С тяжелыми чувалами (в этой части плато нет родников, поэтому запас воды мы тащили с собой), переходя от одного гребня к другому, мы не могли оторвать взгляд от открывавшихся видов. На каждом выступе задерживались по 15-30 минут. Каждый раз пейзаж впечатлял. Я не мог дождаться наших осенних выходов, чтобы показать это необычайное место нашему клубу. Никаких особых препятствий к этому не было, кроме одной серьезной проблемы. Место это удаленное и добраться до него в рамках похода выходного дня достаточно тяжело. Здесь необходимо оговорится, что к Хапхальским гребням я обязательно хотел добавить путешествие по ущелью Хапхал, которое мы уже давно планировали посетить, но все не выпадало возможности. Я неоднократно рассматривал карту, прикидывал возможные пути, просчитывал наборы высот, длины маршрутных ниток. Перед началом походного сезона еще раз походил по гребням в попытке оценить силы и возможность уместить двухдневный поход в однодневный. В результате моей разведки опоздал на последний автобус из Генеральского, ловил попутки и со всеми возможными приключениями, истратив кучу денег, еле добрался домой. Сомнений было много, но несмотря на все приключения, второй выход убедил меня в уникальности этого места и лишь укрепил в желании показать его нашему клубу. Еще раз просчитав все возможные варианты, оценив силы и время, я попросил запланировать поход на осень в той ее части, где осенние краски подчеркнули бы красоту Хапхальского ущелья. Поход был назначен на двадцатое октября. Все были предупреждены о больших расстояниях, о возможности закончить путешествие в сумерках, а я же, с большим волнением и радостью, готовился провести нашу группу по непростому, но очень увлекательному маршруту.

Начали свой путь в Лучистом. К обеду предстояло набрать около 750 метров высоты. Хотелось попробовать пройти по всей Коровьей тропе (маршрут №131), которая начинается на северной окраине села у родника Лагоун-Чешмесы. Это желание привело к потере времени на подъеме, из-за того что Коровья тропа в средней ее части потерялась среди множества однообразных троп, что, в свою очередь, привело набору ненужной высоты. Хорошо, что вовремя спохватились и, спустившись по склону на полсотни метров вниз, снова вернулись на нужный нам маршрут. Даже такая небольшая ошибка не входила в мои планы Время было в обрез и терять его на уже хоженом нами маршруте №131 ну никак не хотелось. Впрочем, после выхода на тропу скорость значительно возросла. По пути на Джурлу меня смущало лишь одно обстоятельство - почти все деревья были без листвы, а на видовых открывался вид на голубое-голубое море и пронзительно бурые деревья. Не желтые, не красные, а именно по-зимнему коричнево-бурые. Кто-то в группе подтвердил, что на прошлой неделе лес на Демерджи смотрелся на порядок наряднее, а за неделю почти вся листва облетела. Я с возрастающим беспокойством посматривал по сторонам, на подтаявшую наледь на тропинках, а в душе надеялся, что холод и сильный ветер еще не добрались до Хапхальского ущелья.

Но когда ведешь группу, долго думать о таких вещах невозможно. На водопаде Джурла, во время небольшого привала, эти мысли и вовсе вылетели из головы. Мы были на высоте около 960 метров, а следующий отрезок лежал к вершине горы Диплис-Хая (1256 метров). Предстоял финальный набор 300 метров высоты.

После привала, при движении от водопада Джурла, выяснилось, что подъем осложнился не самой очевидной проблемой - обильный листопад полностью засыпал тропинки. Первые пару сотен метров приходилось буквально рыскать по лесу в поисках нужного пути и только выйдя из леса на высокогорные поляны и, устремляясь на подъем между вершинам Базарбай и Байрак-Хая, мы снова встали на хорошо видную тропу. Наша группа плавно набирала высоту и мы уверенно приближались к высочайшей точке нашего сегодняшнего маршрута. А дальше ровное плато и Хапхальские гребни. Хорошие виды, которые, как я надеялся, снимут усталость и добавят силы духа перед резким спуском в Хапхальское ущелье.

На Диплис-Хая многие облегченно выдохнули, а некоторые уверяли, что набор 750 метров высоты дался им как никогда легко. Здесь, на обзорной вершине и высшей точке нашего пути, стало полностью очевидно, что неожиданных сюрпризов от погоды нам сегодня, скорее всего, ждать не стоит. Безоблачное небо и яркое теплое солнце добавляло оптимизма и радовало всех участников группы.

От Диплис-Хая до Хапхальских гребней мы добрались менее, чем за полчаса. Я первым забежал на самый длинный хребет и... описать словами мое разочарование практически невозможно. Вокруг, насколько хватает глаз, раскинулся "зимний" голый лес. Белые голые скалы, освещенные полуденными солнцем, давали пронзительно черные тени на коричневом лесе. По опыту прошлых походов я мог хотя бы представить, как может выглядеть зеленое ущелье, раскинувшееся у меня под ногами, но другие участники группы этого понять не могли и разочарование, как мне кажется, пробежало по лицам. С одной стороны виноват в этом я - слишком ярко рассказывал, как здесь красиво. С другой стороны место действительно очень красивое, стало одним из моих любимых в Крыму и не моя вина, что в текущих условиях гребни и ущелье выглядели далеко не лучшим образом.

Впрочем, не смотря ни на что, намеченный маршрут нужно было продолжать. Я показал часть самых удачных видовых мест и все, кому это было интересно, полазили со мной по гребням. Тем временем время перевалило за три часа пополудни, а впереди еще спуск в Хапхальское ущелье. По опыту прошлых походов - спуск в ущелье не простой. Тропа единственная, в ущелье рано темнеет и всегда достаточно влажно. Суммарно, до конца маршрута в Генеральском, нам нужно будет сбросить около 900(!) метров высоты. Кто ходит в горы, тот знает - зачастую спускаться тяжелее, чем подниматься. Первые 400 метров перепада высот особенно крутые и неприятные, дальше тропинка выходит к руслу реки Улу-Узень (что с крымско-татарского переводится как "Большой поток"), тогда идти становится интереснее - река полна перекатов и, помимо общеизвестного водопада Джур-Джур, в верхней части содержит три безымянных, но интересных водопада. В 15:20 мы начали спуск с надеждой до темноты выйти из ущелья.

С первых же метров стало понятно, что трудности еще не закончились. Листва плотным равномерным слоем покрыла все ущелье. Обильный листопад скрыл под собой всё - дорожку, корни деревьев, ветки, ямы и грязь. Как я говорил выше - в ущелье всегда влажно, но об этом все были предупреждены и знали куда идут. А вот отсутствие тропинки... она и летом была не сильно натоптана, а теперь так вообще слилась с окружающей средой. Судя по следам на листве, за все время после листопада, здесь прошла только одна группа и, видимо, как раз та, что поднималась с нами на Диплис-Хая. Им было еще тяжелее, чем нам. Пользуясь оставленными следами, памятью и помощью GPS-навигатора начали спуск в ущелье. Сбились с тропы лишь один раз. Но спуск приятных впечатлений не оставил. Скользко, грязно, я сам подскальзывался и падал несколько раз. К 16:30 мы "скатились" к речке и самая крутая часть спуска закончилась. Тропа подходит к Улу-Узень почти возле самого истока и встречает уставших путников сразу двумя безымянными водопадами. Это награда всем путешественникам за терпение, упорство и проявленную выдержку.

Воды много. Она голубая, прозрачная и, даже не смотря на температуру окружающей среды, в нее хочется окунуться. Тропа далее идет параллельно течению, становится плавнее, но все также требует к себе максимального внимания и концентрации. Лес здесь достаточно дремуч, много поваленных деревьев и это не официальный маршрут, поэтому здесь их никто не убирает. Но шум реки и вообще присутствие воды дарит приятные впечатления. И спускаться от этого становится как-будто проще и веселее. Вообще Хапхальское ущелье очень живописное. Здесь ты попадаешь в сказку. Пускай немного страшную и дремучую, но все-таки сказку. Много папоротников, мха, плюща и здесь еще "не зима", хотя уже и не осень. Много каскадов и перекатов и каждый по своему красив. Так постепенно разделяя внимание между тропинкой, окружающей природой, речными порогами, перепрыгивая ручейки и притоки мы подошли к еще одному водопаду. И он без сомнения является жемчужиной этого ущелья.

В интернете присутствует информация, что высота водопада 28 метров. И что где-то выше  по течению есть водопад с высотой 60 метров (правда точного расположения и фотографий водопада я не нашел). В любом случае водопад высокий, полноводный и очень живописный. Далее тропинка с орографического правого берега переходит на левый, но в этот раз воды было так много, что идею переправляться на левый берег пришлось отбросить и возникла необходимость искать подходящее место для переправы дальше по течению. Из-за обилия воды такого места долго не обнаруживалось. И, если тропа по левому берегу достаточно широкая и удобная, то по правому берегу двигаться тяжелее. Это еще украло у нас несколько десятков драгоценных минут. А тем временем закат сменился сумерками в ущелье начало темнеть.

Перейти на левый берег получилось только в полукилометре от Джур-Джура. Скальный прижим по левому берегу прошли легко, а к водопаду Джур-Джур подошли уже в глубоких сумерках. Я даже не стал его фотографировать. Просто полюбовался красивым водопадом в темноте. Когда еще выпадет возможность увидеть Джур-Джур в темное время суток? Кстати, выглядит он по-своему красиво, удивительно и волшебно. Необычные условия иногда позволяют посмотреть на обычные вещи совсем под другим углом.

Ну, а дальше все просто. Через полчаса по правому берегу добрались до Генеральского, откуда уставшие и полные впечатлениями выдвинулись домой.

Статистика похода.

Карта похода.

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
0,5 км.   - родник Лагоун-Чешмесы;
0,8 км.   - начало Коровьей тропы (маршрут 131);
6,3 км.   - водопад Джурла;
9,8 км.   - гора Диплис-Хая;
11,2 км. - Хапхальские гребни;
14,0 км. - начало спуска в Хапхальское ущелье;
16,0 км. - первый безымянный водопад;
16,8 км. - второй безымянный водопад;
19,4 км. - водопад Джур-Джур.

Маршрут условно можно разделить на три части. Подъем - Коровья тропа, Водопад Джурла, обходим траверсом вершины Базарбай и Байрак-Хая, а затем поднимаемся на гору Диплис-Хая. Дальше достаточно ровный участок - Хапхальские гребни. И, наконец, спуск - Хапхальское ущелье.

Минимальная высота: 300 метров.
Максимальная высота: 1255 метров.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:33
Конец похода: 19:10
Общее время в пути: 10:36:22
Остановки в пути: 3:55:01
Движение в пути: 6:41:21
Средняя скорость: 2,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,0 км/ч.
Пройденный путь: 21,540 км. (43% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1160,0 м. (10% высоты горы Эверест).

Такой продолжительный поход мог бы обрасти рекордами, но этого не произошло. Пройденное расстояние - второе, после хребта Орта-Сырт. Время в пути - второе, после подъема через Холодный кулуар (хоть и с разницей всего около одной минуты). Только время движения в пути оказалось рекордным. Причем став сразу абсолютным рекордом за все время ведения статистики. Двигались много, а отдыхали редко. Думаю у многих ноги на следующий день напоминали о пройденном в походе расстоянии.

Поход получился очень противоречивым. Завышенные ожидания вылились в некоторое разочарование. Большой набор высоты многим дался проще, чем короткий, но резкий спуск в ущелье. Красоту гребней мне не удалось показать, а вот Хапхальское ущелье порадовало большим количеством воды, перекатами, порогами и красивыми водопадами. В горах невозможно ничего предугадать заранее. Наверное за это мы их и любим. Наверное поэтому и на следующей неделе мы отправимся открывать для себя новые уголки Крымских гор.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Ущелье Хапхал".