понедельник, 1 июля 2013 г.

Северная и Южная Демерджи. Однодневный поход 09 июня 2013г.

Ангарский перевал - г. Эльх-Кая - Северное Демерджи - Южное Демерджи - Долина приведений - кр. Фуна - п. Лаванда-2

Описание похода

Демерджи-яйла - одно из самых посещаемых туристами мест. Разве что Эски-Кермен и Мангуп посещают больше. А вот мы в своих походах редко сюда заглядываем и, если заглядываем, то ненадолго. Так, например, помнится поход по долине реки Сотера в январе 2013 года и поход по Коровьей тропе к водопадам Джурла и Джур-Джур в апреле 2012. Но эти походы не дают представления о размерах плато. Только один раз в далеком сентябре 2010 года мы прошли обе эти яйлы. Тогда начало похода было на Ангарском перевале, прошли Северную и Южную яйлу, а спустились в Долине приведений. Кстати, это был второй наш поход как самостоятельной группы - Евпаторийского туристического клуба. Помню, что тогда дорога показалась нам чрезвычайно тяжелой. Устали все. А путь занял у нас весь световой день.  И вот сейчас, спустя почти три года, мы решили повторить этот маршрут. Прошли его небольшой группой, потому что летние месяцы не позволяют собрать много людей. Да и все наперебой говорили о дожде. По всем прогнозам нас должно было нещадно поливать на протяжении всего дня. Но несмотря на все прогнозы в поход пошли самые отчаянные и смелые туристы.

Маршрут почти полностью повторял легендарный поход 2010 года. Разве что в это раз мы добавили в план похода гору Эльх-Кая (Кудрявая Марья). Именно на плечи Кудрявой Марьи легла задача определить нас с возможностью этого похода. Не лишним будет упомянуть, что на Ангарском перевале дождь шел почти всю неделю. Видно было, что накануне ночью был ливень. С деревьев капала вода и влага сочилась отовсюду, собираясь в ручейки и лужицы. Влажность была стопроцентная и начало подъема для многих участников далось не совсем просто. С первой же видовой стало понятно, что дождь более, чем вероятен. Низкая тяжелая облачность нависла на обеими яйлами.

Забегая вперед могу сказать, что дождик собирался пойти... и не пошел. Редкая для гор ситуация. Обычно бывает наоборот, когда ничего не предвещает беды, а в течении часа погода меняется на полностью противоположную. Но погода и Демерджи нам благоволили. И чем дальше мы шли, тем больше становилось разрывов в облаках и все чаще проглядывало солнце.

Многие участники наших походов начинают как пешие туристы, но со временем запоминают названия посещенных мест, изучают цветы и травы, становясь краеведами. Пусть и не профессиональными, но обладают багажом знаний, который сами по мере сил и желания пополняют. Поэтому обильное разнотравье на плато никого не оставило равнодушным. Кто-то собирал чебрец, кто-то лимонник, кто-то листочки земляники. Запах на плато стоял невероятный - пьянящая густая смесь влажности, елового запаха и запахов цветов добавила новое измерение в наш поход. После обильных дождей трава на плато, листва на деревьях, иголочки на соснах были чистого зеленого или даже изумрудного цвета. Цвет непривычный для летнего плато.

Из-за повального сбора трав пешеходный темп был небольшой и выровнялся лишь после того как от собранных трав наполнились и потяжелели рюкзаки. Таким неспешным шагом прошли Козырек и подошли к "Стражам Демерджи". Тучи ходили уж как-то совсем грозно, южная Демерджи медленно скрылась в серой пелене и именно здесь больше всего казалось, что дождь не обойдет нас стороной. Но, кажется, теперь это меньше всего волновало. Поход уже можно было назвать удачным, несмотря ни на какие дальнейшие обстоятельства.

После "стражей", по мере набора высоты, попали в облако. Ветра почти не было. Только скрип камушков под ботинками нарушал тишину.

А туман и окружающие деревья создавали причудливые фигуры.

На спуске в седловину между Северной и Южной Демерджи вышли из облаков и с удивлением обнаружили, что туч над Южной Демерджи стало много меньше, теперь вся облачность сместилась на Северную Демерджи. Над "Юркинами скалами" еще тучи, а дальше на юг все больше и больше голубого неба.

Т\с Джурла как всегда оживленна. Проходит много туристов, ездят мотоциклы, проезжают джипы и квадроциклы. Жизнь кипит. После тишины и спокойствия весь этот шум и суета лишь раздражают и вызывает непонимание: "Как люди соглашаются ехать на машинах, слышать надрывный вой моторов и нюхать выхлопной газ, когда вокруг такая тишина и красота?". И все-таки каждый посещает горы со своими целями и ищет в них что-то свое.

Даже не заходим на т\с Джурла и не идем к родничку Суат-Чешме, а сразу начинаем подъем на Южную Демерджи. Помню как в 2010 году мы во второй половине дня (после 15-16 часов пополудни) уставшие обедали на т\с Джурла и как тяжело после обеда набирали эту высоту. Посмотрел на часы и удивился. Всего 12 часов, а Северная Демерджи уже за спиной и мы поднимаемся на Южную. И это не смотря на сборы трав. Как сильно мы изменились за эти три года. Как прибавилось сил, здоровья, выносливости. Я мысленно хвалю себя и всю группу за хороший темп и как подтверждение моих светлых мыслей из-за остатков туч выглядывает солнышко. На протяжении всего оставшегося пути оно не будет переставать нас радовать.

Мы быстро набираем высоту и выходим на плато. Южная Демерджи много меньше Северной и после подъема сразу видно причудливые эрозийные образования, которыми так славна эта яйла. И над всей этой красотой развевается огромный красный стяг.

Виды здесь замечательные. А учитывая густую облачность вокруг и синее небо над нами, так и вообще невероятные.

А дальше спуск в Долину Приведений. Кстати, о Долине. Кто вообще додумался назвать склоны горы долиной? Не долина ведь Долина Приведений. Да и приведений не наблюдается. Вот и спускаешься в Долину, которой нет и смотришь Приведений, которых тоже нет. Но это я, наверное, цепляюсь к словам. Приведениями здесь выступают причудливые каменные изваяния, образовавшиеся вследствии  выветривания конгломерата. Когда-то здесь было море, а теперь каменные истуканы с самыми причудливыми формами. Некоторые напоминают людей. Так первый истукан, встречающийся на спуске, носит имя императрицы Екатерины Второй, которую с дороги показывают на всех экскурсиях. Вблизи она "носатая" и совсем не похожа на королевскую особу.

А чем ниже спускаешься, тем больше разыгрывается фантазия. И тут уже кто во что горазд. Хотя у экскурсоводов есть и "официальные версии". Но здесь все меняется от времени суток, времени года, освещения и тумана.

Здесь множество колонн - "чертовых пальцев". Подобных каменных «привидений» в долине больше сотни.  Они разные по диаметру и по высоте, а самый высокий - 25 метров.

А еще на Демерджи много лошадей. Их можно встретить везде. Много их на полянах, мирно пасуться вместе жеребятами, много их на перевязях возле входа, откуда начинаются конные прогулки по урочищу. И везде они любопытные, охотно берут еду с рук и позируют.

На выходе обязательно нужно посмотреть на знаменитый "Орех Никулина". Это одно из  самых знаменитых деревьев Крыма, имеющее имя собственное. Здесь снимали сцену падения Юрия Никулина с дерева в кинофильме "Кавказская пленница". Ветку подпилили соответствующим образом, место падения подготовили… Но ветка сломалась совсем в другом месте, и при падении Юрий Владимирович сломал руку. В работе над фильмом пришлось сделать большой перерыв. А чего стоит возможность сфотографироваться на камне, на котором Наталья Варлей танцевала под "Где-то на белом свете…"?! Интересно, что камень этот не такой уж маленький. Глыба имеет форму правильного параллелепипеда, и высота ее около двух метров. Но к камню предусмотрительно приставлена лестница.

А мы заходим к крепости "Фуна" и заканчиваем маршрут на трассе между Лавандой и Лучистым.

Статистика похода.

Карта похода:

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
3,2 км.   - вершина горы Эльх-Кая (Кудрявая Марья);
5,0 км.   - перевал МАН;
6,3 км.   - "стражи Демерджи";
9,1 км.   - седловина между Северной и Южной Демерджи. Т\с Джурла;
10,5 км. - вершина горы Южная Демерджи;
13,0 км. - Долина Приведений;
16,5 км. - музей под открытым небом "Крепость Фуна".

Интерактивный отчет о походе:

Добавляем четвертое измерение в карту и получаем интерактивный отчет о походе.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Пролетаем над нашим треком и смотрим виртуальный тур по пройденному маршруту.

График профиля высот:

Первая "корона" из трех зубьев около 1000 метров - это вершина горы Эльх-Кая. Перевал МАН выражен неярко и маленькую впадину можно увидеть около пятого километра пути. А потом подъем по склонам Северной Демерджи вплоть до высоты 1261 метр. Затем спуск в седловину между Северной и Южной Демерджи и подъем к вершине горы Южная Демерджи. Дальше только спуск, сначала более крутой по Долине Приведений, а в конце более пологий по мере выхода на трассу.

Минимальная высота: 487 метров.
Максимальная высота: 1261 метр.

Суммарная статистика.

Начало похода: 07:56
Конец похода: 17:19
Общее время в пути: 09:23:04
Остановки в пути: 3:57:05
Движение в пути: 5:25:59
Средняя скорость: 3,1 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,9 км/ч.
Пройденный путь: 18,240 км. (43% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 909,0 м. (10% высоты горы Эверест).

Вместе с маршрутом по Северной и Южной Демерджи мы заканчиваем первый походный сезон 2013 года. Я знаю, что многим удобнее считать сезон с сентября 2012г. по июнь 2013г., особенно учитывая, что в этот раз у нас не было "зимних каникул" и мы начали ходить сразу после Нового года. Но мне такое "сезоноисчесление" не подходит по многим причинам, поэтому я продолжаю считать полугодиями.

До осени мы делаем перерыв, отдыхаем у моря, работаем. К сентябрю, основательно соскучившись по горам, снова соберемся и будем топтать крымские тропы в поисках новых мест и впечатлений.

И да...

... до новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Северное и Южное Демерджи"