четверг, 6 июня 2013 г.

Подъем на плато Чатыр-Даг по Холодному кулуару. Однодневный поход 02 июня 2013г.

Ангарский перевал - гора Сахарная головка - Холодный кулуар - гора Ангар-Бурун - плато Чатыр-Даг - гора Эклизи-Бурун - перевал Форточка

Описание похода

Чатыр-Даг – одна из самых привлекательных гор в Крыму. Своё название она приобрела от тюркского Çatır Dağ (шатёр-гора). Чатыр-Даг впервые был упомянут две тысячи лет назад в «Географии» Страбона. В ясную погоду он хорошо виден на десятки километров и с моря, и со степи, и, конечно же, из нашей родной Евпатории. Шатер-гора с древнейших времен служила главным географическим ориентиром Тавриды. В хорошую погоду (при хорошей видимости) с вершин Чатыр-Дага можно разглядеть почти весь Крым. И хотя мы уже неоднократно поднимались на это плато (и даже ранней весной в этом году), но исследовать Чатыр-Даг можно бесконечно долго. К тому же плато - это одно из мест силы многих наших постоянных участников. Чатыр-Даг - это и мое личное место силы. Все необходимое я получаю именно здесь. Возможно это связано с тяжелым подъемом, открывающимися видами, а может ароматом стелющегося можжевельника, чистым горным воздухом, но именно на плато я чувствую себя полным сил и природной энергии. И это ощущение разделяют многие в нашей группе. К тому же мы сегодня пройдем новым для нас маршрутом - через Холодный кулуар, что сулит новые ощущения и эмоции. Этот маршрут уже описывал Сергей у нас на сайте. Он же меня и провел в первый раз по Холодному 18 мая 2013г. К отчету Сергея сложно что-то добавить, но я постараюсь. В добрый путь!

Начинаем, как полагается, с Ангарского перевала. Проходим тур.базу, но не уходим налево, как обычно, а направляемся вправо, в сторону горы Сахарная головка. По пути нам встретится заброшенная канатная дорога и ее нижняя станция.

Просека, как шрам, который еще долго не зарастет.

Рядом со станцией есть два родника: правая и левая Серна. Мы набирали воду в левой Серне. Родник каптирован. Дебет воды хороший.

От родника вверх уходит тропа с частой и хорошо видимой маркировкой красного цвета. Здесь начинается наш подъем к вершине горы Сахарная Головка (1053 м.). Хочется сделать небольшое отступление и сказать, почему у нее такое название. Сейчас гор и групп вершин с названием "Сахарная Головка" в Крыму четыре. На одну из них мы и поднимались. Название это появилось на картах XX столетия. Казалось бы, причем здесь "сахар" и "головка". Всё дело в том, что раньше сахар поступал в продажу не в виде песка или кубиков, а в виде отливок - "Сахарных Голов". Отливки эти  изготавливалась следующим образом: сахар, очищенный от посторонних примесей путём рафинирования превращался в густой сироп (утфель). Этот сироп в горячем виде (98-99°С) разливался в специальные конические формы. Вес у сахарных голов был разный: от пуда (16 кг) и менее. В магазине крупные головы разрубали или распиливали на меньшие куски и продавали на вес. Такой сахар назывался колотый и пиленный. Сахарные головы поменьше продавали целиком, и уже дома, разделывали специальным тесаком, куски поменьше - раскалывали щипчиками для сахара. Так Сахарными головками в Крыму стали называть конусообразные вершины, напоминающие формой конические отливки сахара.

Тропа крутовата, но хорошо натоптана и через 30 минут выводит на развилку у поваленного дерева. Налево продолжается красная маркировка - путь в Холодный кулуар. Прямо тропа с синей маркировкой, а направо тропка на вершину Сахарной головки. Знаменита Сахарная головка прекрасной панорамой: от Демерджи до Чатыр-Дага.

Открывающийся вид превосходен. Время здесь летит быстро. Приятно сесть на теплый камень и наблюдать как плывут облака. Обернувшись на Чатыр-Даг можно подумать, что вершина уже близко, но впереди еще 400 метров набора высоты. Холодного кулуара отсюда не видно, он закрыт от нас Ангарской стеной, но можно оценить предстоящий подъем.

С вершины горы возвращаемся на развилку, обходим упавшее дерево и по маркировке уходим вправо. Через 15 минут оказываемся у входа в Холодный кулуар. Вход вы не пропустите. Из-за деревьев, откуда-то сверху тропу пересекает "каменный язык", состоящий из булыжников разного размера. Именно по булыжникам предстоит карабкаться вверх. Проходим обязательный инструктаж, удлиняем интервалы между людьми до 2-3 метров и поднимаемся. Но лишь только начав подъем путешественник вынужден останавится с раскрытым ртом. В начале кулуара находится кусочек цивилизации - горное кафе, где можно присесть, перекусить сухофруктами или попить чаю (если взяли с собой).

После небольшого отдыха продолжаем подъем. Каждый выбирает удобный для себя стиль прохождения кулуара: кто по тропинке слева от сыпухи, кто по крупным глыбам, а кто-то двигается мелкими зигзагами. Наша небольшая группа так резво начала карабкаться по склонам, что я еле поспевал за ними. Сыпуху участники подъема оставляли неподвижной, преодолевая тяжелый подъем без особых трудностей и, кажется, с каким-то особым удовольствием. Мне даже пришлось притормаживать людей, иначе бы они выскочили на Ангар-Бурун не почувствовав подъема. Давно я не видел такого энтузиазма. Но торопится не стоит. Место это особое, очень красивое и видовое. Здесь нужно оборачиваться, чтобы увидеть как ты поднялся на уровень среднего плато и мысленно похвалить себя за это.

Посмотреть налево, чтобы увидеть фирменный знак Холодного Кулуара - дыру в скале, которая напоминает пальцы руки, держащие каменный кубик.

Ну и не забывать посматривать вверх, чтобы убедиться в том, что ты быстро приближаешься к "бутылочному горлышку". Так называется самое узкое место Холодного кулуара, где склоны максимально сходятся друг к другу.

Подъем у нас занял около полутора часов и это учитывая, что после подъема через "бутылочное горлышко" я, удивленный темпом, усадил группу на склоне, чтобы все могли полюбоваться видом кулуара. Можно сказать, что мы "взлетели" по ущелью. Отдыхали минут 20 и преодолели последний участок за 10 минут. Таким образом "чистый" подъем у нас занял около 1ч.15мин.

Не забываем сверху окинуть взглядом пройденный путь, а также полюбоваться окрестностями. Например, видом на южное Демерджи.

А там и до вершины Ангар-Бурун рукой подать.

Жаль сорвало (или убрали?) красный флаг, который мы видели с Сергеем 18 мая 2013г. на вершине.

Впрочем, здесь итак переполняет радость и гордость от того, что ты взобрался, смог, преодолел.

От горы Ангар-Бурун до Эклизи-Бурун мы пошли не кратчайшим путем, как обычно, а ушли на северные хребты и прошли их поверху. Во время путешествия открывается хороший вид на среднее плато, которое просматривается на всю свою не малую ширину.

По хребтам идти легко, перепад высот маленький, но шли медленно, много останавливались и любовались пейзажами. Но даже с таким темпом через час мы приблизились к Эклизи-Бурун и начали подъем на вершину с северной стороны. Подъем здесь дается много легче, чем по прямой тропе с горы Ангар-Бурун.

Эклизи-Бурун (1527м.) - самая высокая вершина Чатыр-Дага и пятая по высоте вершина в Крыму после Роман-Кош (1545м.), Демир-Капу (1540м.), Зейтин-Кош (1537м.) и Кемаль-Эгерек (1529м.). Само название Эклизи-Бурун переводится как «Церковный Мыс». В античные времена и в период раннего средневековья здесь располагалось святилище, позже была сооружена греческая церковь Панагия (Пресвятая). Один раз в году - на Троицу, греки поднимались на вершину Эклизи к развалинам этой церкви, чтобы совершить здесь молебен. До наших времен даже развалин церкви Панагии, к сожалению, не сохранилось. Однако местные греки по-прежнему трепетно сохраняют старую традицию и ежегодно на Троицу отслуживают молебен на вершине Эклизи-Бурун. Также кое-кто поднимается на вершину и на Рождество. Хорошо, что мы можем позволить себе не ждать какого-то определенного дня и поднимаемся когда нам захочется. На этой вершине всегда приятно. Во все стороны открывается невероятный вид и захватывает дух от открывшейся красоты.

Привал на вершине был такой продолжительный, что здесь поход окончательно превратился из тяжелого в прогулочный. Народ грелся на солнышке, дышал горным воздухом, фотографировал, любовался панорамой и вообще всячески лентяйничал. После 50 минут отдыха на вершине, людей пришлось буквально отрывать из скалы, так они к ней приросли. Но нужно спускаться, а по времени это занимает ничем не меньше подъема. Постепенно набирая темп, добрались до Ангар-Бурун хорошо известным всем коротким путем. Погода поменялась, над Демерджи клубились тучи, создавая иллюзию вулканической деятельности.

Небо начало хмурится и мы, не теряя времени, выдвинулись в северном направлении. Спуск было решено осуществить через перевал "Форточка". Прямо перед перевалом расцвел шиповник и я с удивлением для себя осознал, что никогда не видел цветущего в горах шиповника.

А через минуту увидели сам перевал. Спускаться к нему можно и с левой и с правой стороны. Я спускался с левой, а с правой даже сделаны ступеньки. Потом спрыгиваешь или слазишь  по двухметровой скальной стеночке и оказываешься на хорошо читаемой тропе.

Именно отсюда хорошо виден Холодный кулуар, преодоленный нами сегодня утром. Приятно в конце путешествия еще раз увидеть и оценить проделанный путь. Многие сказали, что, если бы им сначала показали кулуар, а потом повели - то они ни за что туда бы не пошли. Да, со стороны он кажется устрашающе закрытым и крутым. Но, как говорится, глаза бояться, а ноги идут.

Спуск по тропе у нас занял ровно полчаса. Тропа поначалу крутая и с земляной сыпухой, не самая приятная. Но по мере спуска выравнивается, становится более пологой и выходит к источнику. Тисовый грот и в этот раз искать не было времени. Как-нибудь сам попытаюсь его найти. Решили, что раз мы сегодня идем совсем новыми тропами, то и на перевал мы не пойдем, а выдвинемся в противоположную сторону - в направлении Сосновки и заодно наберем водичку в источнике Филин-Чокрак. На том и порешили. Через 5 минут были около источника, а уже через час подошли к трассе.

Статистика похода.

Карта похода:

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
1,4 км.   - станция заброшенной канатной дороги и источник Серна левая;
12,7 км. - вершина горы Ангар-Бурун;
13,8 км. - перевал Форточка;
15,0 км. - выход к роднику СГХ-17339 и на маршрут №115;
15,5 км. - родники Филин-Чокрак и Филин-Чокрак 2.

Интерактивный отчет о походе:

Добавляем четвертое измерение в карту и получаем интерактивный отчет о походе.

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

Пролетаем над нашим треком и смотрим виртуальный тур по пройденному маршруту.

График профиля высот:

Первый значительный набор высоты - подъем на Сахарную головку. Потом спуск с вершины и подъем по Холодному кулуару вплоть до Ангар-Буруна. Затем небольшие перепады высот и подъем на Эклизи-Бурун - самая высшая точка нашего путешествия. Спуск с Эклизи-Бурун и подъем на Ангар-Бурун с дальнейшим спуском к перевалу Форточка, а от Форточки до 115 маршрута. Дальше спуск становится более пологим, а через некоторое время, по мере выхода к трассе, более интенсивно теряем высоту.

Минимальная высота: 569 метров.
Максимальная высота: 1527 метров.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:06
Конец похода: 18:44
Общее время в пути: 10:37:37
Остановки в пути: 5:13:45
Движение в пути: 5:23:52
Средняя скорость: 3,3 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,8 км/ч.
Пройденный путь: 19,420 км. (46% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1190,0 м. (13% высоты горы Эверест).

Холодный кулуар принял нас тепло, как старых друзей. Чатыр-Даг порадовал погодой и в этот раз. Ветер после подъема на плато был, но небольшой и лишь на некоторых небольших отрезках пути. Дождик начался, когда мы уже спустились, а весь путь по плато был с ясной малооблачной погодой.
В походе поставили два рекорда:
1. Общее время в пути - 10:37:37. Это абсолютный рекорд. Таким образом поход стал самым продолжительным за всю историю ведения статистики.
2. Остановки в пути - 5:13:45. Это абсолютный антирекорд. Как так получилось, что тяжелый маршрут превратился в расслабленный и прогулочный? Из суммарной статистики видно, что время в пути почти равно времени в остановках. Прошлый рекорд в походе по плато Зангурма был побит аж на 50 минут! А я думал, что раз в походе от Орджоникидзе до Коктебеля с двухчасовым купанием мы не могли его превысить, то более "ленивого" похода, чем по Зангурме уже не будет. Как я ошибался... Кто бы мог подумать, что на непростом Чатыр-Даге можно так рекордно отдохнуть.

Я думаю этот поход мало кого оставит равнодушным. Подъем по кулуару запоминается надолго. Плюс мы прошли по хребтам на севере плато и спустились через "Форточку". Таким образом "белых пятен" на плато Чатыр-Даг уменьшилось. Но это не означает, что их не осталось вовсе. Поэтому, мне кажется, мы здесь еще походим. Места здесь потрясающие. А уж  мало кто сможет отказать себе в удовольствии подняться на одну из самых высоких вершин Крыма. А значит мое традиционное прощание остается актуальным и сейчас.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Подъем на плато Чатыр-Даг через Холодный кулуар"
Использованные материалы: http://discover.crimea.ua/ http://ho4uvpohod.com/ http://astrotourist.info/