четверг, 22 ноября 2012 г.

Здравствуй, плато Караби! Однодневный поход 18 ноября 2012г.

Межгорье - пещ. Аджи-Коба - Кара-Тау - пещ. Большой Бузулук - Межгорье


Описание похода.


Снова у нас нестандартный поход. Второй раз в этом году мы не ходим ногами, а передвигаемся на транспорте. И если в мае мы посещали Крымский природный заповедник на нашем вездеходном автобусе, то в этот раз будем ездить на настоящем вездеходе. Не побоюсь этого слова - легендарном вездеходе ГАЗ-66. ГАЗ-66 - самый массовый советский грузовик повышенной проходимости с колесной формулой 4х4. С 1966 года он перевыпускался не в одном десятке реинкарнаций, а наша версия, если я не ошибаюсь, с шасси для вахтовых автобусов. На этом транспортном средстве мы и путешествовали по плато Караби.


Доезжаем до села Межгорье Белогорского района, пересаживаемся на ГАЗ-66 и дальнейшее передвижение будем осуществлять на нем. В кузове грузовика было достаточно холодно. Небо хмурилось, что не добавляло оптимизма. Почти все беспокоились, что на плато будет сплошная облачность и мы ничего не увидим. По мере подъема на плато мы попали в облака. Судя по целым площадкам травы, покрытой инеем, здесь уже заморозки и температура опускается ниже нуля. Наверное многие во время подъема думали: "Хорошо, что я оделся потеплее". Во всяком случае я точно так думал. Но, как по мановению волшебной палочки, почти уже доехав до вершины плато мы прорвались сквозь завесу облаков и оказались под безоблачным голубым небом с ярким осенним солнцем. Тревоги отступили, а настроение мигом улучшилось. Забегая вперед хочу сказать, что на протяжении всего дня солнышко нас грело, а из облачности были только росчерки инверсионных следов от пролетающих самолетов.


Первая наша остановка - пещера Аджи-Коба (Хаджи-Коба). Общая длина пещеры около 78 метров, но большая ее часть скрыта за узким лазом. В переводе с тюркских наречий — Горькая пещера, пещера Странника (хаджи). В Аджи-Коба производились раскопки и были найдены осколки кизилкобинской керамики. Но палеонтологические раскопки показали, что естественная ниша была заселена еще задолго до начала нашей эры. Она служила пристанищем сначала неандертальцам, затем кроманьонцами. А само название Аджи-Коба, по мнению ученых, - искаженное Ауджи-Коба, т.е. "Охотничья пещера". Мы осмотрели доступную часть, которую, по-видимому, и использовали древние люди. И хотя в самой пещере не было найдено остатков древних людей, но зато в 1937 году среди костных останков нашли фалангу пальца лапы пещерного льва. Кто кого ел в этой пещере сейчас сказать тяжело, но надеемся все-таки древние люди после удачной охоты оставили после себя эти кости. 


Если же говорить о пространстве за узким лазом, то во Вторую мировую войну пещера использовалась как склад оружия, а иногда служила защитой и самим крымским партизанам. Так летом 1942 года в Аджи-Кобе отлёживался раненый Иван Крючковенко, который сумел переждать и перехитрить врага, знавшего о пещере, и выбраться к своему отряду. Перехитрили немцев партизаны и летом 43-го, отстояв самолёт «Ли-2», прилетевший на «партизанский аэродром», который находился рядом с Аджи-Коба и «поймавший клин» в моторе. Удачными маневрами и огнем партизанские диверсионные группы отбросили врага. Да и имитация сожжения «транспортника» удалась как раз возле скального обрыва Аджи-Кобы. (использованы материалы Крымского блога).

Как видим эта не очень примечательная пещера обладает большой историей, уходящей своими корнями в далекие-далекие времена.


Пробыв у пещеры Аджи-Коба много больше запланированного времени, мы погрузились в наш вездеход и отправились дальше. Следующая наша остановка была на юго-западной оконечности плато Караби. И хотя я на плато Караби до этого поднимался всего один раз (в свой первый многодневный поход), но я сразу узнал это место. Снизу располагалась стоянка "Восточный Суат". Я легко узнал поляну и тропу, по которой мы уходим со стоянки.


Лес замер в ожидании зимы. Нет уже ярких красок. Все тяжелее выбрать ракурс, чтобы кадр получился не скучным, не залитый серо-коричневой краской обнаженных деревьев.


Понастольгировав на краю плато мы вернулись в наше транспортное средство и выдвинулись дальше. Следующая наша остановка - Кара-Тау. Грузовик остановился и нам предстояло подняться на вершину самостоятельно. Наконец-то можно было размять ноги. Набор высоты составлял чуть более 150 метров. Но быстро покорить вершину нам "помешал" вид, открывшийся перед нашими глазами. 

Облака нежным покрывалом скрыли внизу все долины. Каждая складка местности была покрыта дымкой, а наше синее Черное море было скрыто "белым морем", раскинувшимся у наших ног во все стороны, насколько хватало глаз.


Во время подъема многие начали снимать с себя лишние вещи, как чешую с лука. Такого теплого приема от Караби никто из нас не ожидал. Погода была больше похожа на весеннюю. Кроме всего прочего на подъеме мы получили еще одно доказательство весны. На середине подъема встретился цветок сон-травы (другое название прострел). Обычно мы встречаем его цветущим в конце марта, в апреле, а тут... в середине ноября... проспала сон-трава свою весну? Или мы действительно прошли через весну в тот день?


С вершины отличный вид. Если посмотреть на север, то видно изрытое воронками плато, похожее то ли на каменное море, то ли на какой-то инопланетный пейзаж.


На юге Хапхал, плато Демерджи, Черное море... большая часть фотографий была сделана именно в эту сторону.


На востоке живописные отроги Караби-Яйлы.



На западе хребет Кара-Тау.


Всего мы пробыли возле Кара-Тау около полутора часов. Когда мы уезжали, то погода не поменялась. Было все также безветренно, в распадках и на море лежали облака, солнце приятно пригревало, а небо было все такое же безоблачное и голубое.



Разве что добавились зрители такого незабываемого зрелища. Подъехала группа молодых людей на трех джипах.


А мы погрузились в свой грузовик и двинулись дальше в путь.


Хотя не люблю так делать, но не удержался и сделал пару кадров из окна движущегося грузовика. Вот такое вот оно - плато Караби.


Последняя на этот день остановка была возле пещеры Большой Бузлук (или Бузулук). Другое название - Ледяная пещера. На подходе к пещере стоит примечательный тур.


Само название Бузлук происходит от "базлук" (вид скобы или подковы с шипами, которую рыбаки подвязывают под середину подошвы, для хода по гладкому льду).


Читаю описание: входом в Большой Бузлук служит карстовая воронка диаметром около 20м, внутри которой растет бук. С глубины 35-40 м от входа обширный грот покрыт многолетним льдом. Слева и справа над головой нависают гирлянды ледяных сталактитов, достигающих трехметровой длины, а навстречу им поднимается неровный строй ледяных сталагмитов. В результате их сращивания в годы с обильным количеством осадков в центральной нише пещеры образуется ледяной столб. Да, ледяной столб видно на фотографии.


Дальше читаем описание: днище покрыто прозрачным голубоватым льдом, в отличие от натечных ледяных образований, покровный лед донной части Бузлуккобы образуется из попадающего туда зимой снега. Площадь оледенения внутри пещеры из года в год меняется, достигая иногда 1000 м², а объем - до 5000 м³. В нижней части пещере имеется глубокий (19 м) колодец диаметром 0,5 м, по дну которого протекает вода. (ист. Крымология).

Как следует из слов экскурсоводов количество льда на дне сильно колеблется, но с каждым годом все больше уменьшается. Это хорошо видно на фотографии. Количество льда на дне пещеры уменьшилось до нуля. Льда не осталось. Очень жаль. Было бы интересно посмотреть на ледяную пещеру в пике ее ледяного покрова. Представляю какие она вызывала эмоции у людей, которые посещали ее летом.

Тем временем тени удлинились, солнце приближалось к закату, а нам пришло время возвращаться назад. Наш гид хотел вернуться в село до темноты. Мы поспешили в нашу машину и двинулись в обратный путь.


По пути мы увидели оленей, причем один из них позировал нам на фоне закатного солнца. При спуске снова попали в облачную завесу, которая, как мне показалось, стала еще толще, чем была утром. Мы достаточно долго ехали в "тумане". А в Межгорье прибыли затемно.



Статистика похода.

Накладываем трек на карту:


Прошу прощения за розовый цвет трека, но чтобы поездки на автомобиле не портили мне общие пешеходные подсчеты, я этот поход исключил из сбора статистики на том сайте, где собираю всю информацию по походам. Треки, не участвующие в статистике, окрашиваются розовым цветом. Хотя в этом есть что-то символичное. 

Кратко пробежимся по нашему пути. Остановка и спуск к пещере Аджи-Коба на 12,5км. пути. Остановка возле Суата - 24км. пути. Кара-Тау - 33км. К пещере "Леденая" подъехали на 41,5км. пути.

Дальнейшую статистику я считаю бессмысленной. Мне не интересно как 100+ лошадиных сил машины преодолевали высоты и спуски. Одно дело ходить самому, а совсем другое дело трястись в грузовике. Радует, что на самую высшую точку нашего путешествия - гору Такья-Тепе, мы забрались своими силами. Для статистики приведу лишь общие сводные данные.


Суммарная статистика:

Начало похода: 8:50
Конец похода: 16:48
Общее время в пути: 7:58:45
Остановки в пути: 3:04:26
Движение в пути: 4:59:19
Максимальная скорость: 83 км\ч.
Средняя скорость: 14,1 км/ч. 
Средняя скорость с учетом остановок: 8,7 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 69,880 км.
Суммарный набор высоты: 1703,0 м.


Хорошая у нас получилась поездка. Плато прекрасно. С погодой очень повезло. Окидываю взглядом карту и понимаю, что только на Караби обилие разнообразных карстовых полостей - пещер, колодцев, шахт, воронок позволяет подниматься сюда еще не один десяток раз и все-равно придется подниматься еще раз, чтобы увидеть все. Насколько велико плато и настолько же разнообразны объекты, которые на нем находятся.

Еще я понял, что не хочу покупать джип для поездок в горы. Трястись по ухабам, буксовать, еще и в горах дышать бензином. Нет, не мое это. Пешеходные переходы доставляют мне не соизмеримо большое удовольствие. Встав под свой рюкзак, следуя по маршруту, мне приятнее и интереснее наблюдать окружающую природу, непосредственно вступая с ней в контакт. Может быть это не всегда комфортно - может и дождиком полить, и ветром задуть. Но зато я получаю больше приятных эмоций. Впечатления более яркие, насыщенные и "послевкусие" от похода остается на более длительное время. Поэтому зайду на сайт "В походе" и погляжу, куда мы с друзьями идем на следующие выходные? Гора Замана?! Уровень сложности - средний. Идем ногами. Отлично! Пойду-ка я достану рюкзак из шкафа, отряхну недельную пыль. Пора снова собираться в дорогу.

До новых встреч в горах.


Полезные ссылки:

Социальная сеть туристов: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Плато Караби".

2 комментария: