среда, 14 ноября 2012 г.

Парагильмен. Однодневный поход 11 ноября 2012г.

Виноградный - г. Парагильмен - Малый маяк

Описание похода.

Целью нашего похода выходного дня является гора Парагильмен. Парагильмен - гора отторженец Бабуган яйлы. Этот факт отражен и в ее названии (с греческого «парагиноме» — «выходить за пределы чего-то»). С трассы М18 вершина хорошо просматривается и выглядит достаточно внушительно. Когда смотришь снизу, то невольно задумываешься насколько высоко нам сегодня придется подняться. И хотя высота "всего" 871 метр над уровнем моря, но оценивая удаленность вершины начинаешь несколько сомневаться в возможности сделать этот путь быстро и безболезненно за один осенний световой день. Но, как показывает опыт - глаза боятся, а ноги идут.

Погода нам сопутствовала хорошая - было малооблачно и достаточно тепло. Тепло по осенним меркам, конечно. Говорить о комфортной температуре с каждой поездкой будет все тяжелее и тяжелее. Осень постепенно уходит из Крыма, уступая дорогу холодным пронизывающим ветрам.

А наш поход только начинается. Начинается он от поселка (с 17 сентября 2009г. села) Виноградный. Минуя село и пройдя 1,2 км. по асфальтированной дороге, сворачиваем налево на грунтовую дорогу и начинаем подъем. Первым делом оставляем слева виноградники, которыми окружено село Виноградное.

Далее дорога уходит в лес. На третьем километре пути под прямым углом нашу дорогу пересекает газовая просека, которая приоткрывает вид на южное Демерджи. На некоторое время останавливаемся, чтобы насладится видом, а затем продолжаем путь.

Уклон у дороги небольшой, подниматься легко, вокруг лиственный лес с небольшими вкраплениями еловых пород. Чем выше поднимаемся, тем больше деревьев, которые уже скинули листву, а те, что еще не успели, готовы это сделать в самое ближайшее время. Золотая осень практически закончилась. Атмосферу и настроение в походе теперь создает непередаваемый запах леса. Запах влажных листьев смешанный с прохладой чистого бодрящего горного воздуха.

Дорога снова уводит нас в глубь леса. Дубовые и буковые деревья полностью скрывают окружающий вид. По дороге вдоль тропы расположено ряд родников Соханыч-Су, которые даже в текущий засушливый период не перестают действовать.

На 5,1 км. пути попадаем на развилку. На пересечении дорог лежит поваленный и разломанный квартальный столб 154/154. Левая тропа уходит к роднику Ак-Чокрак. Дорога прямо ведет к Ай-Йори. Правая тропа уводит нас на гору Сераус (высота 628м.). На тропе к Сераус стоит бетонный белый столб с зелеными полосками. Не стоит терять возможности подняться на эту гору, тем более подъем не занимает много времени, он короткий и простой. Вот как описывает гору Николай Головкинский: "От склона Ураги отделяется седловинкой небольшая скалистая горка Сераус, остающаяся с правой стороны дороги. Ее чаще попросту зовут Кастелька, потому что она представляет как бы миниатюрную модель Кастели. Тут же есть остатки старинного укрепления. На вершинную площадь, заросшую лесом и богатую клубникой, взойти нетрудно по тропе, идущей с седловины косвенно вправо". (ист. "Неизвестный Крым").

На Сераусе часть группы углубилась в лес на поиски старинного укрепления (и даже, говорят, нашли груду камней, которую тут же окрестили крепостной стеной), а также вышли на открытую площадку, откуда открылся хороший вид на Демерджи и Чатыр-Даг. Но даже, если не хочется лезть в чащу, то с вершины открывается хороший вид на склоны горы Биюк-Урага и окрестности.

Идем обратно и возвращаемся на перекресток. Если смотреть от первоначального направления, то мы теперь уходим по левой (на Ак-Чокрак) тропе. Если до этого дорога была пологая, то сейчас начинается самая тяжелая часть маршрута. Тропа резко уходит вверх и мы быстро набираем высоту. Я постарался снять так, чтобы было видно насколько круто вверх уходит тропа.

По пути снова встретилось много разнообразных грибов, в которых я абсолютно не разбираюсь, но с прошлой поездки полюбил их фотографировать.

Встречаются как очень большие грибы, как эта гигантская поганка (надеюсь я не ошибся в классификации):

А также встречаются совсем маленькие грибы.

А эти красавцы вроде бы называются "тёщин язык", но я, опять же, могу ошибаться.

Вообще только в последних двух поездках я начал массово замечать грибы. Причем разные как по размеру, так и по форме. Начинаю потихоньку завидовать тем, кто в них разбирается. Надо бы и самому хоть чуть-чуть научиться их различать. Не для того, чтобы собирать и есть, а хотя бы ради того, чтобы грамотно подписывать фотографии.

Где-то к 7 км. пути резкий подъем прекращается и горы дают передышку, чтобы восстановить дыхание и силы. Чуть дальше подъем продолжится, но будет он не столь затяжным. Самая высокая точка будет около о\т Кленовая беседка (9 км. пути), а затем тропа уходит вниз и далее таких серьезных подъемов уже не будет.

Воспользовавшись тем, что подъем закончился многие перевели дух и вся высвобожденная сила ушла в языки (этим был грешен и я). Я так заговорился, что судя по треку мы прошли и не заметили развалины рядом с дорогой, затем мы прошли т\с Талма и Талма-2, прошли одноименный родник... да и нужный поворот мы бы пропустили, если бы не наш проводник Сергей. Я обычно не позволяю себе пройти мимо туристических стоянок и не заглянуть на положение дел с дровами и водой. Всегда нужно держать в уме места, где было бы приятно остановиться во время многодневных походов. А тут все пропустил. Что же касается поворота на Парагильмен (12,3 км пути), то пройти его проще простого. Сход с основной тропы абсолютно незаметен. Первые сотню метров тропа, на которую мы свернули, даже на тропу не была похожа - почти нехоженная и засыпанная листьями. Особых примет, где нужно свернуть, я не заметил, поэтому остается лишь рассчитывать на трек из GPS или визуальную память, если вы уже были на этом месте. Справедливости ради нужно заметить, что около 50-70 метров выше по основной тропе есть более широкий сход на другую тропу в сторону Парагильмена, но у меня на картах она отмечена как опасное место с необходимостью движения по хребту без тропы. Зато сход на эту опасную тропу заметен очень даже хорошо. Вот такой вот горный парадокс.

После непродолжительного подъема мы наконец-то оказываемся на открытой площадке, откуда открывается хороший вид на скальный цирк Бабуган-яйлы и на один из ее пиков - Куш-Кая (1339,7м).

Далее нас ждал небольшой спуск в балку и финальный подъем на сам Парагильмен. С горы открывается хороший обзор. По левую руку видна Алушта и вся береговая линия вплоть до мыса Меганом, видна гора Кастель, хороший вид на Южную Демерджи.

По правую руку где-то за горами спряталась Ялта. Но хорошо виден Партенит, гора Аю-Даг, скалы Адалары возле Гурзуфа.

Насладившись видом уходим по краю горы на север. Очень быстро тропа начнет уходить вниз. Тут есть два варианта спуска: быстрый и более экстремальный, а второй медленный и затяжной. Мы выбрали быстрый экстремальный спуск (начало спуска приходится на 14,7 км. пути). Опять же сделал фотографию для того, чтобы можно было визуально оценить уклон и сложность.

Ничего особо опасного в спуске не было. Веревок не использовали. Если ступать осторожно, то все пройдет отлично. Самая большая проблема - это листья, которые могут скрывать незакрепленные камни и ветки. Мы затратили на спуск около часа и все благополучно спустились. Возможно получится спустится и в два раза быстрее, все зависит от количества людей и подготовленности людей в группе. Затем спускаемся еще на 200-300 метров и выходим на асфальтированную дорогу. Сокращаем по тропке и проходим т\с Парагильмен. А затем снова выходим на широкую асфальтированную дорогу, которая идет от карьера к трассе М18. Выходим возле поселка Малый маяк. Здесь и заканчивается наш путь на сегодня.

Статистика похода.

Накладываем наш трек на карту и разбираемся со статистикой.

Зеленый флажок - начало маршрута, желтые - километровые вехи, красный флажок - конец маршрута. В правом углу карты есть переключатель видов карт. Слева вверху стандартный интерфейс навигации и приближения\удаления карты.

Еще раз кратко. Начало маршрута в поселке Виноградный. Далее подъем до развилки (5,1км. пути). Правый небольшой кусочек трека - поход на Сераус (5,3км. пути). Возвращение с него на развилку, резкий подъем и движение в сторону Парагильмена (6км. пути). Незаметная тропа на Парагильмен (12,3км. пути). Парагильмен собственной персоной (14,0 км). Начало крутого спуска (14,7 км. пути). Больше к описанию добавить нечего. Нигде не заблудились. От запланированного маршрута никуда не отклонялись.

График профиля высот:

Профиль высот подтверждает информацию из описания. Сначала пологая дорога, медленный и спокойный набор высоты. Подъем на Сераус и спуск с него обозначен ярко выраженным пиком. Затем видно насколько быстро мы набирали высоту. Если крутой подъем на фотографии показался вам малоубедительным, то график профиля высот второе тому доказательство. Возле кленовой беседки максимальная высота нашего сегодняшнего маршрута. Затем спуск и пологая дорога, где я за болтовней пропустил все достопримечательности этой части трека. Затем спуск по малозаметной тропке и подъем на видовую перед Парагильменом. Еще в походе я заметил, что видовая находится на одной и той же высоте, что и Парагильмен. И впереди идущей Оле еще пожаловался, что если бы не балка, то можно было по прямой добраться до вершины, но нет ... небольшая балка знаменует собой спуск с видовой и набор почти той же самой высоты уже на самой горе. На Парагильмене я далеко от триангулятора не отходил, поэтому хождение по вершине похоже на этом графике на плоскость. Затем быстрый спуск (намного более крутой график, чем на подъеме), который после 1\3 становится более покатым и спокойным.

Минимальная высота: 348 метров.
Максимальная высота: 910 метров.

График скорости в зависимости от расстояния:

Видно, что спуск нам дался тяжелее чем подъем. И это еще раз показывает, насколько коварны спуски. Вроде бы скорость на спуске должна расти, а она оказывается меньше чем на подъеме. Можно еще обратить внимание, что тем на пологом подъеме в начале пути дался нам не хуже, чем достаточно ровная дорога в середине маршрута. Да и вообще начальный подъем прошли очень хорошо.

Средняя скорость составила: 3,4 км\ч.

Гистограмма скорости:

Снова большую часть пути мы шли со скоростью 4 км\ч. Снова 50% пути мы шли со скоростью 3-4 км\ч. Похвальная стабильность.

Суммарная статистика:

Начало похода: 8:56
Конец похода: 16:45
Общее время в пути: 7:48:43
Остановки в пути: 2:53:10
Движение в пути: 4:55:33
Средняя скорость: 3,4 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,2 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 17,940 км. (43% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 861,0 м. (10% высоты горы Эверест).

На мой взгляд поход прошел очень спокойно. Сергей нас четко провел по всему маршруту. Он лишь незначительно ошибся в двух местах и даже в этот момент я в толпе людей слушал ропот: "Ну вот, снова заблудились". И тихо "обалдевал" (очень мягко говоря) с людей. Люди, которые изо дня в день ходят только по одному и тому же маршруту: "работа - дом - ближайший магазинчик - супермаркет", люди, которые и в родном городе будут искать нужный адрес часами, не смотря на то, что город поделен на кварталы, улицы, дома и имеет строгие правила этого самого построения... и эти люди мне запрещают ковыряться пальцем в носу?! Ой простите,.. эти люди еще возмущаются, когда нужно пройти пару десятков метров назад, чтобы снова выйти на тропу?! Это сумасшествие какое-то. В лесу нет не указателей, не улиц, на картах далеко не все тропы, и не все тропы указаны достаточно точно. Ситуация с GPS похожая, само себе устройство без точных карт бесполезно, а карты у нас очень далеки от совершенства. Хотя, для кого я это пишу. Все-равно те люди, которых провели почти без ошибок через лес, этого не прочитают, а те, кто пользовался компасом, картой и GPS и так всё знают. Сергею огромная уважуха, что не обращал на них внимания (ну или сохранял спокойствие). Это дорогого стоит.

Поход прошел великолепно. Погода отличная, места интересные, вид с Парагильмена хороший. Я несколько разочарован в фотографическом плане - я так и не смог понять Парагильмен и как с него лучше снимать. Но это уже мои личные заморочки. Возможно не самое фотогеничное место. Но зато очень походное.

Сидя дома и просматривая пройденный путь, мне захотелось вернуться в эти места. Мне интересно пройти по Ай-Йори, по Биюк-Урага, посмотреть на Бирюзовое озеро и на водопад Головкинского. Я в этом районе впервые и мне понравилось. Мне хочется вернуться, чтобы походить по новым тропам, да и заново пройтись по пройденным не помешает, хотя бы для того, чтобы посмотреть так беззастенчиво прозёванное в этом походе. Места интересные. Надеюсь мы сюда скоро вернемся.

Полезные ссылки:

Социальная сеть туристов: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Парагильмен".