среда, 7 ноября 2012 г.

Верхний Кок-Асан и окрестности. Однодневный поход 04 ноября 2012г.

Верхний Кок-Асан - Аю-Кая (Сахарная головка) - Верхний Шелен - Зеленогорье.

Описание похода.

Для меня все поездки в сторону Белогорского района - это как возвращение в прошлое. Именно с Белогорского района начиналось мое знакомство с однодневными пешими походами. Я хорошо помню свой первый поход по Черемизовским водопадам. Названия мест мне ничего не говорят, люди произносят много непонятных слов, обсуждают какие-то мембраны, гортэксы. Река бурлит. Мы идем по руслу, выкладывая себе путь камнями. Я первый раз падаю в русло реки с мокрого бревна... да много чего еще произошло в первый раз. И хоть с того времени многое поменялось, но одна вещь остается неизменной. Мне до сих пор мало что говорят местные названия в этом районе. Мы очень редко ездим в эту часть Крыма. И если я уже могу отличить плато Чатыр-Даг от Демерджи, а гору Ильяс-Кая от Аю-Даг, то все что находится в восточном направлении от Симферополя во многом для меня остается terra incognita. И это вторая причина, почему для меня походы в этом районе Крыма похожи на возвращение к прошлому. Я все-также плохо ориентируюсь здесь, зачастую только дома открыв карту и посмотрев маршрут могу понять где я вообще побывал и что видел.

Сейчас попробуем разобраться с тем, где мы были. Разобраться с тем, что мы видели будет значительно тяжелее.

Наш поход начинается на перевале Кок-Асан-Богаз. С перевала начинаются два маршрута: 179 и 181-2. Сегодня нас интересует 181-2. Маршрут 181 начинается с т\с Нижний Кок-Асан и заканчивается в т\с Верхний Кок-Асан. Нас десантируют прям на начало 181-2 и дальше мы двигаемся пешком. Почти вся моя группа была на этом маршруте и отмечала, что 181-2  - это настоящая гряземесилка. В прошлый раз чистым никто не вышел. Судя по ощущениям меня не обманывали. Эта часть нашего пути  особенно изобиловала большими лужами и скользкой грязью.

За время похода меня не покидало ощущение, что этот район Крыма обладает наиболее влажным климатом. Но это мое субъективное впечатление, вызванное малым количеством осадков в тех районах, где мы обычно бываем. А может просто так совпало.

Не доходя до т\с Верхний Кок-Асан сворачиваем на малоприметную тропку и идем до пересечения с грунтовой дорогой, которая знаменует собой начало маршрута 188. Здесь я начал замечать, что высокая влажность дает о себе знать большим разнообразием грибов, которые появлялись по обочинам тропы.

Надо отметить, что за поход я увидел много разнообразных грибов, такого их разнообразия я нигде не встречал. Видимо предположение о высокой влажности все-таки имеет под собой некоторое основание. Впрочем влажность в день похода буквально окружала нас со всех сторон. Мы попали в такой густой туман, что разглядеть что-то дальше пяти метров было тяжеловато, а за десятиметровой отметкой почти ничего не было видно. Мы надеялись, что ветер и солнце разметает серую пелену, но с первой видовой площадки мы увидели приблизительно такой захватывающий вид.

И это еще повезло. Туман на пару минут сдуло с видовой площадки и стало видно чуть дальше кончика своего носа. Мы продолжали движение и надеялись, что туман скоро рассеется.

На следующую видовую площадку мы выбрались достаточно быстро. Но и вершина Емула-Кая отличным панорамным видом нас не порадовала.

Мы даже сделали остановку в надежде, что ветром все-таки сорвет туман. Но надежды были напрасны. Двигаясь дальше по маршруту 188 мы вышли к горе Аю-Кая (она же Сахарная головка, она же Скирда, она же Сори). Туман все также не рассеивался.

Следующее видовое место и снова отличный вид.

Незаметно для себя понимаешь, что большинство видовых площадок мы уже прошли. Дальше тропа уходит вниз и больше открытых мест будет меньше.

И тут начинаешь замечать, что в тумане есть много чего интересного. И не едиными видовыми площадками красив поход.

Ты начинаешь замечать, что у тебя над головой растет и множится разнообразие видов.

Ты начинаешь замечать, что туман красиво окутывает пейзаж и делает акценты на окружающих деталях.

Что на уровне твоих глаз прям в объектив просятся боярышник, шиповник и терн.

А под ногами вообще творится что-то невообразимое.

Стоило только "освободить сознание" и вокруг открылось много всего интересного. Это еще раз служит напоминанием того, что не нужно зацикливаться на чем-то одном. Нужно смотреть на мир широко открытыми глазами. Зачастую кажется, что мир не дает тебе того, что ты хочешь получить и ты обижаешься. Ты расстраиваешься и не замечаешь, что в этот момент у тебя перед глазами открывается совсем другая грань этого мира, другая вселенная, на которую ты, возможно, никогда бы и не обратил внимания.

Маршрут 188 хорошо маркирован. В целом уйти куда-то не туда там попросту негде. После Емула-Кая тропа уходит только вниз, затем пересекается с грунтовой дорогой (маршрут 189) и незаметно подводит нас к еще одной ключевой точке нашего маршрута - перевал Верхний Шелен. Перед перевалом нас встречает еще один памятник героического партизанского прошлого.

И через несколько сот метров на самом перевале открывается огромный курган. Самый настоящий рукотворный курган, а не те штуки, которые строят в городах и выдают за курганы. Вот так должен выглядеть настоящий курган.

Здесь же находятся ухоженные лавочки со столами. Здесь же весит ящик, где можно сделать запись в журнале посещений. А если не поленится и зайти за курган и пойти по тропе, обозначенной красными маркерами, то через несколько минут вы поднимитесь на вершину горы Берлюк.

Здесь находится памятник партизанам-пулеметчикам Жигалову и Тереле.

Под памятником находится металлический ящик со съемной верхней крышкой, где находится еще один журнал посещений, лежит карандаш и ручка. Оля от всей нашей группы Евпаторийского туристического клуба "В Походе" написала... а вот что она написала никто не знает, кроме неё самой, потому что вслух она зачитывать постеснялась, а мы, в свою очередь, постеснялись взять и прочитать. Но Оля исписала целую страничку и я уверен, что написала она хорошо и по делу.

Мы возвращаемся к кургану, становимся под рюкзаки и отправляемся обратно по той же дороге. Проходим памятник партизанам и далее уходим по маршруту 189. Туман наконец-то почти полностью рассеялся. Солнышко начало пригревать. И настроение окружающей нас природы стало более праздничным.

Проселочная дорога неспешно уводила нас в конечную точку нашего путешествия - Зеленогорье. С юга от горы Ак-Ярлар мы уходим с маршрута 189 и продолжаем двигаться по проселочной дороге.

С приближением вечера стало понятно, что туман отступил не надолго, а дымка так до конца и не рассеялась. Лучи, приближающегося к закату солнца, давали в дымке дивный теплый рассеянный свет, столь любимый фотографами.

В Зеленогорье мы вошли после захода солнца, подгоняемые приближающимися сумерками.

Поход прошел в теплой дружеской обстановке. Было очень приятно пройтись малой сплоченной группой. Никто не отставал, никто не терялся, никого не нужно было подгонять, никто не ныл и не жаловался. Это поход стал для меня той отдушиной, которую я ищу в горах. То ради чего я иду в горы - отдохнуть вдали от городской суеты в компании товарищей и единомышленников. Мы шли и отдыхали. Радовались и улыбались. Дорога была в удовольствие. Этот поход в эмоциональном плане был очень удачным.

А теперь настало время разобраться со статистикой.

Статистика похода.

Попытаемся наложить трек похода на карту. Почему попытаемся? Потому что в прошлом походе я похвастался, что без запасных батареек из дома вообще не выхожу. И при подготовке к этому походу перепутал комплекты и взял незаряженные аккумуляторы, а заряженные оставил дома. Посему трек кое-где подпорчен постоянными перетыканиями аккумуляторов и попытками выдавить из них еще хоть один грамм энергии.

Зеленый флажок - начало маршрута, желтые - километровые вехи, красный флажок - конец маршрута. В правом углу карты есть переключатель видов карт. Слева вверху стандартный интерфейс навигации и приближения\удаления карты.

Нигде не блукали, поэтому комментировать карту как бы и незачем. Кажущийся лишним путь до 10 км. был сделан специально, что посетить партизанские памятники на перевале Верхний Шелен. Весь остальной маршрут описан и проиллюстрирован выше.

График профиля высот:

В начале маршрута был только набор высоты. Плавно и достаточно умеренно мы поднимаемся вверх. На 4,8 км. пути - Сахарная головка. На 6 км. пути - Емула-Кая. После 6,5 км. пути начинается спуск и он продолжается почти все время до конца дня. Исключением составляет единственное место на 9,8 км. пути - небольшой подъем от кургана на гору Берлюк. Далее плавный спуск, ускоряющийся по мере приближения к Зеленогорью.

Минимальная высота: 293 метра.
Максимальная высота: 1005 метров.

График скорости в зависимости от расстояния:

Закат застал нас на спуске и мы, как мне показалось, ускорились, чтобы попасть в населенный пункт до темноты. Но на графике скорости хорошо видно, что по-настоящему мы ускорились только при подходе к селу. Подъем, в самом начале пути, приблизительно равен по скорости спуску к селу в конце пути. Т.е. поднимались и спускались мы почти с одной и той же скоростью. Это забавно. Конечно на спуске есть большие пики скорости, но в целом активный набор высоты и движение с незначительными колебаниями высот давались нам с приблизительно равной скоростью. Абсолютно горизонтальные участки на графике скорости показывают мои проигрыши в неравной борьбе с батарейками, которую я вел на протяжении всей второй половины дня.

Средняя скорость составила 3,2 км\ч.

Накопительное время остановок в зависимости от расстояния:

Первые 2 км. мы прошли почти без остановок. И это учитывая, что я останавливался фотографировать. Самые большие остановки - это завтрак после 2 км. пути, затем место на видовой, где мы решили подождать пока туман рассеется, ну а последняя, самая большая остановка - это обед и остановка на горе Берлюк, пока Оля писала послание в журнале посещений. Затем мы длинными походными сессиями двигаемся к селу.

Гистограмма скорости:

Большую часть пути мы шли со скоростью 4 км\ч. и эту скорость можно считать ориентиром для планирования походов, потому что эти 4 км\ч становятся нашей средней крейсерской скоростью для несложных маршрутов. 50% пути мы шли со скоростью 3-4 км\ч.

Суммарная статистика:

Начало похода: 9:01
Конец похода: 16:32
Общее время в пути: 7:31:13
Остановки в пути: 2:41:11
Движение в пути: 4:50:02
Средняя скорость: 3,2 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,2 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 16,980 км. (40% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 735,0 м. (8% высоты горы Эверест).

Если сравнивать с прошлым походом, то мы на сорок минут позже начали поход, и на более чем один час раньше закончили его. Соответственно и время в движении меньше на 1,5 часа по сравнению с прошлым походом. А вот время остановок, кстати, почти одинаковое. =) Да, прошли меньше. Но опять же, хочу заметить, что мы никуда не торопились, поход проходил в спокойной атмосфере. Этот путь можно было пройти значительно быстрее. Но мы отдыхали и прошли маршрут абсолютно не напрягаясь.

Мы вернемся в эти места еще раз только ради того, чтобы посмотреть, что же за вид, скрывал за собой туман, но это будет не раньше следующей весны. А при другой погоде, тем более весной, уверен, мы получим совсем другое настроение и впечатления от пройденного пути.

Полезные ссылки:

Социальная сеть туристов: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Верхний Кок-Асан и окрестности".