среда, 3 апреля 2013 г.

Пятиглавая Бойка. Однодневный поход 31 марта 2013г.

Село Соколиное - водопад Весенний - водопад Бойкинский - Дырявый кулуар - город чудес - храм Христа Спасителя - село Богатырь

Описание похода.

Сегодня мы отправляемся в сторону Бойкинского массива. Массив достаточно большой и похож на небольшого размера плато. В массиве принято выделять пять вершин: Курушлюк (1026м.), Бойка (1087м.), Куш-кая (1107м.), Караул-Кая (1134 м.) и Сотира (1172м.). А еще многие считают эту местность местом силы. Даже в журнале "Полуостров сокровищ" (№4 (11) 2012г.) в статье "Теория заговора: НЛО в Крыму" гора Бойка значится в списке предполагаемых мест дислокации НЛО. А сколько можно услышать разных невероятных историй. Хотя мне обычно не везет во всех этих потусторонних делах. В НЛО я верю со школы. Даже когда-то делал вырезки из всех найденных газет с упоминанием летающих объектов и вклеивал их в специальную тетрадку. Знал всю классификацию летающих объектов наизусть. Но при этом своими глазами НЛО ни разу не видел. Может мне хватает красоты окружающей природы, чтобы чувствовать энергию гор. Я чувствую подъем сил там, где мне комфортно и приятно. И сколько "не пыжусь", но в так называемых "местах силы" со мной ничего подобного не происходит. Посмотрим, что подготовил нам Бойковский массив. Посещение вершин в наши сегодняшние планы не входит, зато может повезет увидеть что-то необычное.

Наш путь начинается от хорошо знакомой нам остановки в селе Соколиное. Пересекаем по мосту реку Кокозка, которая сейчас полноводна и весело бежит по перекатам, проходим мечеть и бывшее Юсуповское имение и выдвигаемся на пешеходные тропы за селом.

По известной нам по прошлым походам Юсуповской тропе мы сегодня не пойдем. Практически сразу мы уходим с тропы в восточном направлении. Наша первая цель на сегодня - водопад Весенний и водопад Бойкинский. На картах их нет, но в описаниях присутствуют и считаются эфемерными. За неделю до похода был снегопад практически по всему Крыму, поэтому надеемся застать воду на обоих водопадах. Учитывая отсутствие водопадов на карте можно предположить, что и пути к ним на картах тоже нет. Так и есть. Поэтому в начале мы двигаемся по тропам, а через некоторое время решаем двигаться по направлению, чтобы кратчайшим путем выйти к цели. Прямо перед водопадом Весенним выходим на хорошо натоптанную тропу, а значит к водопаду можно выйти и по тропинке. Но поиск "правильного" пути оставим на последующие походы. А сейчас наслаждаемся стометровым водопадом Весенний.

Такое название ему дано не спроста. Поток можно наблюдать всего около недели, когда на массиве Бойка тает снег. Водопад имеет сложную форму и содержит ряд порогов. Нам чрезвычайно повезло, что смогли застать водопад в активной фазе. Но пора двигаться дальше. Где-то в километре севернее находится второй водопад - Бойкинский. В этом месте овраг Дере упирается в скалу Артма-Кая и если идти от водопада Весеннего, то нужно идти по тропинке до первого встреченного ручья и затем двигаться вверх по оному.

Через несколько минут вы заметите вверху поток. Это и есть искомый водопад. Обычно воды в нем еще меньше, чем в Весеннем. Но нам повезло. Бойкинский водопад был также с водой, что считается очень большой редкостью. Двойная удача. Чем не чудо?

И хотя впереди виднелся поток, но русло под ногами сухое, да и видимость затруднена.  Из-за деревьев плохо видно водопад и не понятно куда уходит вся вода. Часть группы решила подобраться поближе к потоку. Ведущий полупроводник оторвался, а я шел ближе к концу, поэтому не видел, что произошло. Никаких других людей сверху не было, никакого шума, ничего. Только через полминуты мы догоняем нашего ведущего полупроводника и видим, что у него по лбу течет кровь. Из рассказа стало понятно, что на голову упал камень. Никто не понял, что случилось. Я думаю, что и сам потерпевший ничего не понял. Но факт остается фактом. Одиночный камень падает с уступа и попадает прямо в голову одиночного человека. Мистика какая-то. К счастью рана была не серьезная, поэтому после оказания первой помощи мы могли продолжить путь. Но лезть поближе к водопаду всем резко расхотелось. Поэтому в этот раз мы не увидели вблизи водопад Бойкинский и для нас осталось загадкой, куда уходит вся вода. Эти исследования мы оставим до следующего раза.

Возвращаемся к месту, где сухое русло пересекается с тропинкой и начинаем двигаться в сторону водопада Весеннего. Прямо за ручьем видим овраг, а в нем просматривается слабая тропка, уходящая влево и наверх. Сначала тропа будет идти параллельно оврагу, а затем все больше забирать вправо от него. Чем выше поднимаешься, тем больше становится "сыпухи". И сыпуха не мелкая, а состоящая из крупных и средних камней. Мы подходим к Дырявому кулуару.

Здесь случилось другое из ряда вон выходящие событие для нашей группы. Один из опытнейших туристов жалуется на плохое самочувствие и усилившееся головокружение. Он отказывается от продолжения подъема и возвращается в Соколиное. Обескураженные продолжаем подъем.

Есть мнение, что путь по кулуару экстримальный и плохо подходит для туризма. Хотя встречаются в сети и другие мнения. Мы себя готовили к худшему, но, конечно, надеялись на лучшее. Через 5-10 минут пути камней под ногами становится все больше и путешественник подходит к расселине. Мы наслышаны о том, что камни движутся под ногами пластами и могут сыпаться на идущих ниже. Усиливаем бдительность, тем более травма от камней у нас сегодня уже была. Предусмотрительно растягиваемся и удлиняем интервалы между участниками подъема. При малейшей осыпи всем наказано четко и громко кричать: "Камень!"

Наверное нам повезло Недавно прошли обильные снегопады, камни были чуть влажными и хорошо нас держали. А может мы были очень аккуратны, но за весь подъем из под ног участников покатилось не более 5-10 камушков, которые чаще всего даже не докатывались до следующего участника. Таким образом мы без особых приключений добрались до первой развилки на Дырявом кулуаре. Правый проход и дал название этому кулуару. Подъем здесь завершается туннелем и дыркой, через которую надо протиснутся. Если верить последним сообщениям туристов, дырку привалило камнем и от этого она еще уменьшилась, а некоторые говорят, что вообще закрылась. Мы это не стали проверять и пошли в обход "дырки" по левому проходу.

По мере подъема скалы все ближе сходятся друг к другу, пока не смыкаются до того размера,  когда взрослый мужчина касается плечом краев этого своеобразного "каньона".

На кадре кажется, что хода дальше нет. Но на самом деле он есть. Нужно преодолеть где-то полутораметровый скальный выступ.

Подняться здесь не слишком тяжело. Слева достаточно удобные "ступени" и есть за что зацепиться руками. И не смотря на то, что скала была немного влажной, мы не стали использовать веревку. Все участники разных возрастов и комплекции без особых проблем преодолели этот подъем. Мы попали на тисовую поляну. Здесь выбираем правый проход и достаточно свободно преодолеваем последние несколько десятков метров Дырявого кулуара. Теперь, основываясь на своем опыте, могу сказать, что подъем по Дырявому кулуару не экстримален. При должной аккуратности и сноровке здесь может пройти любой здоровый человек. А после подъема поворачиваем направо и двигаемся в обратном направлении по краю. Здесь есть обзорная площадка, чтобы посмотреть сверху на пройденный путь.

Кстати именно здесь встретились цветы сон-травы ну просто огромных размеров (как для достаточно невысокой сон-травы). Я таких высоких стеблей и больших цветов больше нигде не видел.

Возвращаемся к выходу из дырявого Кулуара. Можно пройтись еще на юг и дойти до края, чтобы сверху посмотреть на водопад Весенний. А еще с видовой площадки открывается хороший вид на долину реки Кокозка, гору Сююрю-Кая и скалу Серт-Кая.

Возвращаемся к кулуару и двигаемся в сторону развалин храма Христа Спасителя. Сначала тропа хорошо читается, но потом становится все слабее и слабее, а затем совсем пропадает. Несмотря на то, что через кулуар проходит достаточно много людей, но троп в этом районе до сих пор не натоптано. Поэтому мы выбираем направление на вершину горы Ахлаплых и до вершины двигались исключительно по направлению через грабово-буковый лес. А еще на массиве похоже какие-то особо удачные условия для цветов, потому что именно здесь нам повстречались огромные подснежники.

Обычно цветок подснежника состоит из трех лепестков, но на Бойке встречались и аномальные экземпляры.

Идя по лесу без дорог и тропинок даже не можешь представить, что когда-то в этом месте кипела жизнь. Шестьсот лет назад на плато располагалось достаточно крупное (для своего времени) поселение - городок Пойка. «Почтенная Пойка», как именовался он в одном из средневековых документов. Жители Пойки занимались металлолитейным промыслом. Они добывали железо из конкреций, встречавшихся неподалеку – в окрестностях Мульхудурского перевала. Поселение на Бойке возникло в 10-11 веке и существовало до конца 15 века, когда было уничтожено турецким нашествием. От него не сохранилось даже каких-нибудь развалин. Зато сейчас почти на вершине горы Ахлаплых возникает новое поселение - город чудес. На табличке написано, что этот город основан в 2008 году домом Эверест. Но что за дом такой и чем они занимаются (кроме того, что очень любят жизнь) я информации не нашел.

Но вернемся к историческим памятникам. Пройдя от города Чудес по тропе еще пару сотен метров находишь единственное сооружение, оставшееся от древнего города Пойка – остатки храма Христа Спасителя. Сооружение считается самым большим среди горных храмов Крыма. Это был трехнефный и трехапсидный храм, стены и пол которого были сложены из местного камня – бойкинского конгломерата. Бойкинский конгломерат считается одним из самых декоративных пород Крыма. Особенно красив он на полированном разрезе. Прямоугольник развалин храма – это все что осталось потомкам на память о «Почтенной Пойке». Древние стены городских построек давно развалились и заросли травой. Но еще долго в деревнях близлежащих долин бытовали легенды о богатом городе, раскинувшемся в горах. Еще дольше прожило название поселения. Оно живет и сейчас, но уже как название горного массива. Бойка – это и есть слегка измененная "Пойка".

К тому моменту у меня закончилась вода, поэтому пошел искать родник Дерен-Козю. Родник находится в 300 метрах северо-западнее храма. Работает. Дебет воды небольшой, но достаточный для походных нужд. Чтобы не подниматься обратно к храму, двигаемся 150 метров в северном направлении и выходим на тропу. Это официальный маршрут №62. Через Пойку проходила дорога, связывавшая ЮБК и Бельбекскую долину. Тропа маршрута №62, ведущего с Бойки в сёла Богатырь и Нагорное через Мульхудурский перевал, во многом совпадает со средневековой дорогой. Местами вдоль тропы сохранились и фрагменты старых крепид. Но эти фрагменты исписаны какими-то варварами в 2012г. Сама дорога сильно размыта. Кое-где придется идти по "обочине". Спуск сначала крутоват, но с понижением высоты дорога выравнивается и становится более пологой. Проходим т\с Богатырь и выходим к озеру возле села Богатырь.

Вокруг озера живописная поляна.

А на южной оконечности озера есть небольшой водопад.

Еще раз оглядываемся на гору Бойка и двигаемся в село.

А по пути к автобусу в селе встретился колодец с интересной табличкой.

У нас прогресс и технологии 21 века, но без интернационального финансового фонда и туалет скоро не осилим построить. Интересно, как это древние люди сами колодцы строили...

Статистика похода.

Карта похода:

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
4,0 км.   - водопад Весенний;
15,2 км. - т\с Богатырь;
15,6 км. - озеро у села Богатырь. Т\с Богатырь-2;
16,0 км. - водопад у озера;
16,5 км. - "интернациональный" колодец.

Первый небольшой пик в районе 4-го километра - водопад Весенний. Затем небольшой спуск и подъем к водопаду Бойкинский. И потом подъем по Дырявому кулуару. Ровная площадка - это выход с Дырявого кулуара и прогулка по видовым. Снова подъем вплоть до вершины горы Ахлаплых и это наша высшая точка сегодняшнего путешествия. А затем спуск к храму, а от храма спуск по 62 маршруту вплоть до села Богатырь.

Минимальная высота: 273 метра.
Максимальная высота: 1120 метров.

Суммарная статистика.

Начало похода: 09:42
Конец похода: 18:59
Общее время в пути: 9:16:46
Остановки в пути: 3:51:53
Движение в пути: 5:24:53
Средняя скорость: 2,8 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,8 км/ч.
Пройденный путь: 17,160 км. (41% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1071,0 м. (12% высоты горы Эверест).

НЛО я так и не увидел. А жаль. В местах силы особых энергий не почувствовал. А этого не жаль. Хотя кое-что интересное все-таки повстречалось. Например большие цветы сон-травы и подснежников. В лесу много интересно закрученных деревьев. Красивые водопады. Интересные места. Есть где еще походить и что посмотреть. Дырявый кулуар немного разочаровал. Я видимо слишком сильно морально готовился к трудностям, а прошли достаточно легко. Обязательно нужно посетить хотя бы часть вершин массива. Так что вердикт однозначный: нужно возвращаться и еще здесь походить. Я думаю на массиве Бойка есть еще что посмотреть.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Бойкинский массив".