суббота, 31 июля 2010 г.

Шайтан-Капу. Нижний Кок-Асан. Водопады на реке Ускут.

Конец апреля месяца. Городские пейзажи во всей красе радуют насыщенными зелеными цветами. Но в горах все по-другому. Весна здесь еще не властна. И хотя кроны деревьев то там, то здесь расцвечены зеленым цветом, но общий фон скорее напоминает осень. Смотря на окружающие пейзажи кажется, что весны здесь никогда не бывает. Конечно же это обманчивое впечатление. Весна будет. Причем уже скоро. Уже через пару недель это место можно будет не узнать. Но сейчас сосредоточимся на том, что имеем.

Целью нашей вылазки будет река Ускут с ее водопадами. В конце апреля реки Крыма все еще очень полноводны, что обещает красивые кадры реки и водопадов. Перед походом опять стала дилемма: брать штатив или нет. Памятуя о сложности перехода Кучук-Карасу, о скользких камнях, не имея понятия что меня ждет впереди я решил и на этот раз отказаться от штатива. Хотя в этот раз отказ дался мне более сложной ценой. Я уже почти вышел со штативом, но потом еще раз вспомнил про Кучук-Карасу, представил, что обе руки могут быть заняты и нужно будет двигаться по чему-то скользкому... оставил штатив прям возле двери и ушел без него. Но в этот раз я еще больше пожалел. Переход был намного легче и времени для съемок было больше. На Ускут можно смело брать штатив. Теперь я это знаю. В этот раз все кадры снова сделаны с рук.

Если двигаться к Кок-Асану со стороны Белогорска (Карасубазара), то двигаешься через Криничное, Головановку, Красноселовку и по правой стороне можно увидеть урочище Шайтан-Капу. Пройти мимо и не остановится практически невозможно. Остановились и мы. Свежий воздух, синее небо и хороший вид никого не оставили равнодушным.

Если перевести взгляд чуть правее, то можно увидеть Дьявольские ворота. Уж не знаю чем это место заслужило такое название. Мне ущелье не показалось дьявольским. Но памятуя о том, что люди просто так места не называют, а тем более таким именем, ставлю себе пометку, чтобы потом узнать про это место побольше.

Если спустится с дороги вниз, то окажешься перед рекой Танасу. Неширокая, достаточно спокойная река где-то выше содержит водопад, но, к сожалению, из-за того что нас поторапливали мы не пошли к нему, ограничиваясь небольшим осмотром реки.

Кстати тут же недалеко мы встретили небольшую группу отдыхающих туристов, у которых на небольшом костерке в котелке что-то весело бурлило. Помню в тот момент словил себя на мысли, что чертовски им завидую. Они никуда не торопились. Пару человек собирали дрова, остальные лежали кто возле рюкзаков, то прям на рюкзаках.

Поднявшись от реки и забравшись на уступ, с которого был хороший обзор еще раз убедился, что весна тут в горах еще только-только начинает входить в свои права и приятная глазу зелень листвы лишь только начинает разливаться по склонам. И только где-то вдалеке вечнозеленые скрашивали "ноябрьский" пейзаж.

Дорога извилиста, но преимущественно идет вниз. И вскоре мы останавливаемся на т\с Нижний  Кок-Асан. Как пишут в Крымском блоге : "А в советское время тут были палаточный лагерь на 132 места, навес над столами, постоянные кухни-очаги, умывальники". Справедливости ради должен заметить, что не представляю себе такой большой лагерь, но мне понравилось, что на такой большой поляне мы были одни. Все столы были свободны, поляна зеленая и вид живописный. Конечно много людей - это весело, но когда их нет - мне как-то больше по душе. Тихо, чисто, уютно.

Перед нижним Кок-Асаном находится памятник Ичкинскому партизанскому отряду. В начале ноября 1941 года прошли первые бои этого отряда и в честь этого установлен этот памятный знак.

Кстати, если пройти по дороге через первую (большую) поляну, то через пару минут попадешь на вторую (малую) поляну, где расположен такой примечательный знак:

Продвигаясь дальше по нашему маршруту мы наконец-то достигаем цели нашего путешествия - реки Ускут. Когда я вышел к реке, то сразу понял, что мне здесь понравится. Чистейшая прозрачная вода, небольшие перекаты, мох на камнях,.. все это по отдельности ничем примечательным не является, но собранное все вместе здесь создает атмосферу какого-то комфорта и появляется желание здесь остаться подольше.

На пути попался замечательный родник с чистейшей водой, который видимо когда-то был окультурен, но с течением времени резьба на камнях становится все менее различима. На фотографии плохо видно, потому что безоблачное небо и яркий свет создавали резкие тени, но если приглядеться, то на левом (к зрителю) камне видно остатки орнамента:

Тропинка достаточно широка, идти удобно, открывающийся вид красив. Что еще нужно для хорошей прогулки и отличного настроения?

По всему пути было лишь одно труднопреодолимое место, не считая спуска к водопаду. Но тропка идет чуть выше реки, а чтобы почувствовать всю прелесть Ускута все-таки нужно хотя бы иногда спускаться к реке.

Спуск к водопаду был самым трудным местом маршрута. Но не одни мы цеплялись за склон, чтобы не упасть.

И наконец самый большой водопад на реке Ускут. Он великолепен. Без преувеличения. Большой, шумный, освежающий, дарующий влажный воздух и прохладу. Еще раз корю, что не взял с собой штатив, пытаюсь снять с выдержкой хотя бы 1\2 или 1\3 секунды с рук, но из более  чем тридцати кадров более или менее получились только два. С короткой выдержкой все проще. Вот такой вот он - красивый и освежающий водопад на Ускуте:

Жаль, что не хватило времени. Судя по всему, если бы мы пошли дальше, то уже скоро бы увидели море. Но не успели. Хотя, наверное, это и не так уж важно. Торопится здесь не хочется.

Здесь везде красивые места. Красива река Ускут. Я как и в случае с Кучук-Карасу хочу сюда вернуться. Где-то в начале мая, когда воды еще много, а листва уже зеленая. Тем более, если подниматься вверх по течению Кучук-Карасу, выходишь на Верхний Кок-Асан (на котором мы не побывали) и, судя по карте, скоро попадешь к Ускуту, а это значит, что даже с одной или двумя ночевками здесь можно успеть не только пройти, но и более основательно поснимать. Не торопясь. Со смыслом. А эти места к этому располагают.

Эти и другие фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме.