вторник, 24 декабря 2013 г.

Черемисовские водопады и урочище Кок-Асан. Однодневный поход 22 декабря 2013г.

Описание похода.

Село Поворотное - река Кучук-Карасу - водопады Черемисовские - т\с Верхний Кок-Асан - т\с Нижний Кок-Асан - село Красноселовка.

Зима в этом году не перестает радовать. Из четырех походов в декабре - три были по снегу. Оставшийся один - бесснежный поход по мысу Меганом не считается. Я сомневаюсь, что нам когда-нибудь повезет увидеть Меганом в снегу. И хотя плюсовые температуры по всему Крыму заставили поволноваться, но расчет оправдался. Мы нашли снег и снова попали в зимнюю сказку, теперь в каньоне, с замерзшей рекой Кучук-Карасу и знаменитыми Черемисовскими водопадами.

Для меня лично Черемисовские водопады памятны тем, что именно в этих местах началась моя походная жизнь. Здесь я впервые попал в поход, впервые упал в реку, впервые попал под дождь в горах, впервые опробовал свои новенькие походные ботинки и много чего еще было сделано впервые. Это событие произошло 10 апреля 2010 г. и теперь это число моя памятная дата и небольшой личный праздник. У меня крайне скромный походный опыт. Если измерять его в изношенных ботинках, то можно сказать, что мой опыт оценивается в одну заношенную до дыр пару. Хваленный "неубиваемый и нестираемый вибрам" в этом походе окончательно протерся на обоих ботинках и пара обуви пришла в полную негодность.

Помимо этого, Черемисовские водопады стали "пробами пера" в написании отчетов. Мой первый поход, первые фотографии, первый отчет можно прочитать по этой архивной ссылке. Потом был большой перерыв, когда я отчеты не писал. Второе посещение водопадов на реке Кучук-Карасу осталось для меня в памяти в виде альбома фотографий. Фотокарточки сделаны 13 марта 2011г. Заодно можно посмотреть как выглядели водопады под снегом в ту раннюю весну.

И сегодня, как и 3,5 года назад, мы начинаем свой путь от села Поворотного. И, справедливости ради хочется заметить - Черемисовские водопады правильнее называть Поворотненскими. Но видимо исторически сложившиеся Черемисовские водопады звучат благозвучнее, чем Поворотненские, поэтому название оставили как оно есть. Село Поворотное раньше называлось Айлянма, что с тюркского переводится как «поворачивать, дальше дороги нет». И действительно, здесь асфальтированная дорога заканчивается, да и грунтовая тянется около километра до домика лесника. Дальше только пешеходные тропы. За домиком лесника раскинулась обширная поляна. В окружении величественных сосен расположились деревянные столы и скамейки, а в центре растут красавицы березы. Очень люблю эту поляну. Всегда попадал сюда, когда здесь нет людей и у меня до сих пор только приятные впечатления об этом живописном месте.

Дальше проселочная дорога переходит в тропу и мы отправляемся навстречу ущелью Кок-Асан и реке Кучук-Карасу. Проходим деревянный мост и входим в каньон.

Снег, хоть и подтаявший - это не грязь, которой мы так опасались. Во время путешествия по каньону приходится постоянно переходить с одного берега реки на другой, много поваленных деревьев, проход и так достаточно затруднен. К тому же лед очень тонкий, камни скользкие, передвигаться приходится крайне аккуратно. Но, насколько я мог видеть, все препятствия мы преодолели успешно - никто не подскользнулся и под лед не провалился.

Водопады здесь небольшие, достигают высоты всего нескольких метров. Тем не менее, они довольно разнообразны и при этом каждый из них очарователен по-своему. Наверное, из-за своей скромной высоты, все они не имеют официальных названий. Разве что первый водопад - Купель Молодости, еще обозначен на картах и то не на всех.

Второй водопад я пропустил и не заметил подо льдом. Только сейчас, пересматривая архивные фотографии, понял, что в моих нынешних снимках чего-то не хватает. Водопад называют Ущельным и вода в нем стекает, несколько раз меняя направление, по вымытому в скале желобу. Сразу за ним находится эфемерный водопад Косичка, который самый высокий, но при этом самый маловодный, поэтому пересыхает летом первым. Но зимой он открывается во всей красе. И, пожалуй, это самый красивый из всех Черемисовских водопадов (как на мой вкус, конечно). Даже небольшой водоток за продолжительное время способен создать красивейшие сосульки.

Пройдя десяток шагов оказываемся у водопада Любви. Он примечателен тем, что две струи воды соединяются во время падения, образуя ванну Любви.

Зима - единственное время в году, когда можно фотографировать водопады на короткой выдержке и при этом получить эффект движущейся воды.

И бонусом короткое видео.

Далее на пути встречается безымянный каскад, потоки которого часто сравнивают с вуалью. Но под снегом это тяжело разглядеть.

Что ждет нас за последним водопадом никто не знал. Мы ни разу не ходили дальше. По орографическому правому берегу взбираемся на "ледяную вуаль" и впервые за этот поход оказываемся под лучами солнца. Теплый свет заставляет таять наледь на деревьях и мы местами попадаем под обильную капель.

Ущелье немного расширяется, тропинки становятся удобнее, двигаться становится проще. Хотя реку все также приходится переходить с берега на берег, но, приноровившись, мы это делаем все быстрее и ловчее. По ходу движения более интенсивно набираем высоту и взбираемся на склоны горы Филиппов Сенокос. По дороге любуемся как переливается солнце на оледенелых ветках, превращая их в какую-то невероятную светящуюся паутину.

Подъем небольшой и заканчивается на туристической стоянке Верхний Кок-Асан. Видимо отсутствие завтрака и трудности перехода так раззадорили аппетит, что все бросились к кустам терна и, отгоняя синичек, принялись наминать мороженные ягоды за обе щеки.

На поляне установлен памятник партизанам, погибшим в окрестных лесах в годы гражданской и Великой Отечественной войны. На плите имена погибших партизан-ичкинцев. Данный памятник является одним из первых памятников партизанам Крыма и заложен в 1946 г. Из дневников И. Генова "Дневник партизана" мы узнаем: "Рано утром 9 ноября 1941 г. из д. Сартана нам сообщили, что вражеские солдаты собираются напасть на казарму лесничества Верхний Кокасан, которую занимала группа партизан Ичкинского отряда. Командир группы Василий Степанович Чумасов решил встретить противника в густом лесу на развилке дорог. Расположились на небольшой высоте и стали ждать непрошеных "гостей". Встретили их дружным огнем. Это было столь неожиданно, что фрицы не стреляя, бросая оружие, побежали назад. Значительно позже, набравшись храбрости, они снова пошли на высоту. Но и на этот раз у них ничего не получилось, лишь оставили на поле боя 14 убитых солдат. Партизаны потерь на имели».

В середине ноября 1941 года группа пограничников, следовавших в Ичкинский отряд, и разведчики во главе с Николаем Колпаковым, остановились в казарме по пути на г. Скирда. Противник совершил нападение. Отбив атаку пограничники и партизаны перешли в наступление. По-видимому, противник не ожидал такого отпора, и бросив убитых, бежал. Это было румынское подразделение брошенное гитлеровским командованием на борьбу с партизанами. В последствии противник разрушил казарму лесника, где периодически находилась пекарня Ичкинского отряда и служила временным укрытием для партизан, следующих на боевые операции. Неоднократно на Верхнем Кок-Асане происходили стычки с противником, но поляна постоянно контролировалась ичкинцами.

Вот на такой поляне со славной историей расположилась туристическая стоянка Верхний Кок-Асан. А я решил, что раз туристы подкрепились ягодами, то и обед устраивать рано. Выдвигаемся по маршруту №180 к туристической стоянке Нижний Кок-Асан. По пути проходим несколько рядом стоящих деревьев, которые видимо повалило сильным ветром и их не успели убрать с тропы.

Несколько раз пересекаем реку Кок-Асан-Узень, но после полученного опыта на реке Кучук-Карасу никаких проблем ни у кого с переходами не возникает.

Менее чем за час доходим до Нижнего Кок-Асана и выходим к памятнику на братской могиле партизан. Памятник сооружен в 1964 году, по проекту Н. Д. Галича, командира 1-го отряда 2-й бригады Восточного соединения партизан Крыма. В районе Нижнего Кок-Асана базировался Ичкинский партизанский отряд под командованием М. И. Чуба. 3 ноября 1941 года вблизи расположения партизан, появилась группа бойцов 294-го пограничного полка. Охраняя военный госпиталь, они отходили со стороны Белогорска на Приветное. По пятам за пограничниками шли фашисты. Десятки раненых были под угрозой гибели. Стремясь отвлечь на себя силы противника и дать пограничникам возможность уйти от преследования, партизаны вступили в бой. Умело используя особенности местности, отряд под командованием М. И. Чуба несколько часов удерживал фашистов в районе Нижнего Кок-Асана. Так противник впервые столкнулся с партизанской стойкостью. Первый бой с партизанами обошёлся гитлеровцам в 123 солдата.

Рядом находится прекрасная уютная и чистая поляна, окруженная еловым лесом. Много столиков и скамеек, вкопанных в землю. На поляне никого не было, поэтому мы смогли выбрать понравившееся место и наконец-то пообедать. Символически отпраздновали тридцатый поход в этом году и завершение походного года. Вспомнили наиболее запоминающиеся путешествия, отметили достижения, поделились планами и надеждами на следующий походный год.

А затем двинулись в сторону урочища Шайтан-Капу (Чертовы ворота) - это теснина, образованная четырьмя скалами-башнями шестидесятиметровой высоты, расположенные попарно на левом и правом берегах ущелья реки Танасу.

Время позволяло, поэтому спустились и к реке. Сейчас она совсем маловодная и еле-еле журчит.

Снова возвращаемся на дорогу и заканчиваем наш сегодняшний путь в селе Красноселовка, возле еще одного партизанского памятника. У моста через ручей, впадающий в Танасу, учащимися Заветненской средней школы имени Крымских партизан Советского района установлен двухметровый пилон. Надпись гласит: «Красноселовка. 3 января 1942 г. в этом селении Ичкинский партизанский отряд под командованием М. И. Чуба разгромил вражеский гарнизон».

Командир отряда считает этот бой самым удачным за все время пребывания в лесу. Гарнизон насчитывал свыше 200 человек. М. И. Чуб тщательно подготовил операцию. Партизанская разведка изучила подступы к селу, расположение постов и огневых точек. О лобовой атаке нечего было и думать. Одна группа во главе с И. Е. Мотяхиным вышла на открытое место к околице деревни, инсценируя нападение. Противник сразу же заметил ее. Застрочили пулеметы. Партизаны залегли, потом отступили к лесу. Противник торжествовал победу. А в 16 часов, когда безоружные румыны выстроились в очередь за обедом, М. Чуб с отрядом численностью в 60 человек обрушился на противника с противоположной стороны. Удар был неожиданным, ошеломляющим, румыны, беспорядочно отстреливаясь, покинули деревню. Потери противника составили: 26 убитыми. У партизан потерь нет, два легко раненых остались в строю. Среди трофеев: радиостанция, три станковых и два легких пулемета, 13 автоматов, более 100 винтовок, несколько ящиков патронов, продовольствие.

Рядом с пилоном находится автобусная остановка, где и закончился наш последний в этом году поход.

Статистика похода.

Карта похода.

Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
3,0 км.   - водопад Купель Молодости;
8,0 км.   - т\с Верхний Кок-Асан;
12,0 км. - т\с Нижний Кок-Асан;
15,0 км. - урочище Шайтан-Капу и спуск к реке Танасу.

Интерактивный отчет о походе:

Виртуальный тур по пройденному маршруту:

График профиля высот:

В этот раз профиль высот очень простой. Двигаясь по руслу реки Кучук-Карасу, мы незаметно набирали высоту, пока не достигли туристической стоянки Верхний Кок-Асан - это высшая точка нашего сегодняшнего путешествия. После нее мы теряем высоту на всем протяжении пути, а резкий провал графика в районе 15 км. - это спуск к реке Танасу и подъем обратно на трассу.

Минимальная высота: 360 метров.
Максимальная высота: 692 метра.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:25
Конец похода: 16:14
Общее время в пути: 07:49:11
Остановки в пути: 2:58:04
Движение в пути: 4:51:07
Средняя скорость: 3,4 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,2 км/ч.
Пройденный путь: 17,920 км. (42% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 498,0 м. (6% высоты горы Эверест).

Этот поход будет памятен по многим причинам. Он стал тридцатым в 2013 году, таким образом мы заканчиваем этот год с абсолютным рекордом по количеству проведенных походов. Но про это я еще отдельно напишу в итоговом годовом отчете.

Надеюсь наши путешествия будут продолжаться и у нас будет возможность увидеть много новых, интересных, красивых и необычных мест. За 3,5 походных года я понял простую истину: чем больше ты ходишь по Крыму, тем больше понимаешь как мало видел и как много хочется еще посмотреть. Поэтому я не переживаю, что у нас не останется нехоженых маршрутов и нам негде будет ходить. Такое навряд ли когда-нибудь случится. Крым маленький и большой одновременно. Еще походим!

До новых встреч в горах в Новом 2014 году!

Полезные ссылки:

Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать.