среда, 13 марта 2013 г.

По гребню Таракташ. Однодневный поход 03 марта 2013г.

Дачное - хребет Таракташ - Дачное - скала Бакаташ (Лягушка)

Описание похода.

Около Судака расположилось село Дачное, рядом с которым находится примечательный гребень горы Таракташ. Гора Таракташ - причудливый скалистый хребет, прикрывающий с севера Ай-Ванскую долину и село Дачное. Село до 1948 г. также носило имя Таракташ, что в переводе с крымско-татарского означает «taraq» — гребень, «taş» — камень. Такое наименование в полной мере отражает внешний облик горы — она действительно похожа на огромный узкий и острый каменный гребень.

Мы начинаем свой путь от северной части села Дачное и сразу набираем высоту. По плану мы сначала пройдем по северному склону скалы, развернемся на 180 градусов и замкнем круг, пройдя по южному склону. Северные склоны встретили нас небольшой наледью на тропинке, полянами подснежников и хорошими видами на урочище Биюк-Дере.

Погода выдалась удачная - тепло, без ветра и уже как-то по-весеннему приятно. Поэтому группа совсем расслабилась и двигалась от одной теплой полянки до другой, где и останавливались порадоваться первому весеннему солнцу и насладится открывшимися видами.

Скала Таракташ выглядит не классическим пиком, а больше напоминает хаотичное и живописное нагромождение отдельных гребней, которые, в свою очередь, можно разбить на две большие группы, разделенные, в свою очередь, седловиной. Вот такая себе матрешка.

Такой облик объясняется геологической историей данного горного массива, который по своему происхождению является древним коралловым рифом.

По северному склону вьется тропинка, не обозначенная на наших бумажных картах и картах навигаторов. Но она вполне натоптанная, без ответвлений и идет от начала до конца северного склона хребта Таракташ. А когда хребет заканчивается, то открывается хороший вид на долину Ай-Ван и разбитые в долине виноградники.

Здесь тропинка уходит вниз к виноградникам и поворачивает в обратном направлении. Именно в этой части маршрута вышел небольшой казус. В этом походе я был замыкающим полупроводником и пока мы вместе с другими фотографами делали снимки, то потеряли из вида авангард нашей группы, который незаметно ушел с полей в лес и начал обратное движение в сторону Дачного. Мы вошли в лес, прислушались и выбрали направление для движения. Не знаю почему выбранное направление оказалось самым заросшим, но факт остается фактом - пришлось пробираться через колючий кустарник и терять силы борясь с ветками. Впрочем, через минут 15 состоялось воссоединение групп и дальше пробиваться через ветки предстояло уже всем. Но на этом все не закончилось. Следующей нашей целью было посещение грота Голубиного. Тропинки как-то совсем заросли и ведущий полупроводник Андрей решил вести по более натоптанной, но идущей в обход, а я и еще один покоритель Таракташа решили двигаться по краю хребта по более заросшей и короткой дорожке. Как получилось, что основная группа передумала идти к гроту, я не знаю. Видимо не нашли подхода. А наша небольшая, но очень гордая группа, потеряв заросшую тропинку, двигаясь по направлению, продираясь через кустарники, выбилась из сил, но все-таки добралась до грота Голубиный.

Грот встречал нас птичьим переполохом, но все замерло, как только мы подошли вплотную к навесу. Полная тишина "в эфире". Не было слышно ни одной птички. Впрочем, объяснение такой поразительной тишины вполне прозаичное. Нами были обнаружены раскиданные на земле пустые гильзы, ранее снаряженные дробью. Это хорошо объясняло такое поведение птиц. Быстро перекусили и восстановили силы. Визуально определили расположение нашей группы и двинулись на "перехват". От грота идет натоптанная тропинка (хоть и не очень уверенная, но достаточно хорошо читаемая), которая под склонами пересекает хорошо натоптанную, приведшую нас к основной группе и, воссоединившись, мы в полном составе продолжили путь.

Местность эта достаточно засушливая и встречаются так называемые "бэдлэнды" - пустоши. Одно из таких мест встретилось нам на подходе к Дачному.

Тут снова вышла заминка. Пока все фотографировались, я проклинал свою замыкающую долю, лазил в окрестностях и искал виды. Таким образом, никто из задержавшихся не обратил внимание, в каком направлении наш авангард скрылся в селе. Мы снова "потерялись". Зашли в село и двинулись к трассе, а после выхода на трассу созвонились и выяснили в какую сторону нам топать.

В планах было посещение скалы Бакаташ, но часть группы каким-то образом успела устать.  Мы собрали всех ходячих и в 16 часов двинулись покорять Лягушку.

Издалека скала не кажется такой уж высокой. Но находясь у подножия начинаешь сомневаться в быстром ее покорении.

Обладая должной долей фантазии можно заметить, как на Бакаташ лезет лягушка, а с другой стороны кто-то может увидеть обнаженную девушку с распущенными волосами, но у нас до заката осталось меньше часа и мы, откинув фантазии, в быстром темпе по южному склону обходили Бакаташ, чтобы по западному пологому склону достичь вершины. Справедливости ради нужно сказать, что на высшую точку никто не полез, склон каменистый и не очень подходит для пешеходного подъема. Хотя уверен, будь у нас побольше времени и туда мы бы тоже залезли. Но с обеих сторон чуть пониже вершины есть ровные площадки, которые дают хороший обзор на пройденный нами Таракташский хребет и село Дачное.

Спускались по северному склону в северо-восточном направлении. От Бакаташа нужно вернутся почти до Артышлы-Бурун (а можно и взобраться на его вершину) и дальше по хребту уйти вниз. Тропинка на спуске с хребта читается хорошо и местами даже маркирована, что удивительно, учитывая снова полное отсутствие троп на бумажных картах и карт навигаторов. Тропа минует вершину горы Фурунча и спускается к виноградникам у ее подножия. А дальше по проселочной дороге на восток до трассы, где и заканчиваем наш сегодняшний поход.

Статистика похода.

Карта похода:

Кратко еще раз пробежимся глазами по пройденному маршруту. На 2 км. пути попадаем на седловину между двумя хребтами. На 5 км. пути подходим к концу хребта и спускаемся вниз к виноградникам и начинаем двигаться в обратную сторону по южному склону. У меня на 7 км. пути Голубиный грот. Чуть позже 10 км. пути пустоши. На 13,5 км. пути покорили Бакаташ и начали двигаться обратно к трассе.

Визуально хорошо различимы три пика. Первый - это наш привал на склонах горы Сары-Кая. Второй пик - это пещера Голубиная (снова возле вершины Сары-Кая), но у большинства группы этот пик будет не так сильно выражен. А третий пик - это восхождение на Бакаташ.

Минимальная высота: 73 метра.
Максимальная высота:  492 метра.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:59
Конец похода: 17:37
Общее время в пути: 8:38:12
Остановки в пути: 3:47:23
Движение в пути: 4:50:49
Средняя скорость: 2,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,8 км/ч.
Пройденный путь: 15,840 км. (38% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 1102,0 м. (12% высоты горы Эверест).

Несмотря на сравнительно небольшой пройденный путь, суммарный набор высоты оказался  очень значительным. И это удивительно. Горы низкие, а высота набиралась быстро.

И хотя трек напоминает удава или таксу, но про себя я окрестил этот маршрут походом-маятником или походом по петле Мёбиуса. Судите сами. Начали в Дачном, качнулись на восток до конца хребта и вернулись обратно в Дачное. А затем качнулись на запад в сторону Бакаташа и вернулись обратно к трассе. Таким образом маршрут сомкнулся в две своеобразные петли. И время здесь как-будто замкнулось. Мы прошли маршрут и уехали, а горы остались. И тебя какой-то силой тянет обратно, потому что места здесь необычные, медитативные. Своеобразная и ни на что не похожая красота. Завораживающая. Со своей цветовой палитрой. И со своей душой.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Хребет Таракташ и гора Бакаташ."

1. А места у нас действительно медитативные и необычайно сильные...Спасибо за очень интересный репортаж...