суббота, 2 июня 2012 г.

Поход с 29 апреля по 2 мая 2012 года. Статистика.

Что бы кто ни говорил - многодневные походы лучше однодневных. Нет, ходить в "однодневки" тоже очень интересно, однодневные переходы бывают неимоверно захватывающие. Но невозможно за один день дойти до тех мест, до которых ты можешь добраться в многодневке.  Погружение в природу в однодневном переходе происходит не так полно, как в многодневном. После двух ночевок в лесу организм переходит на природный ритм жизни. Просыпаешься рано, ставишь чаек, бегаешь за дровами. Кушаешь. Затем собираешься в дорогу. Встаешь под большой и тяжелый рюкзак, к которому ты на второй день полностью привыкаешь; понимаешь, что у тебя впереди несколько дней счастья без телефонов и телевизоров, без компьютеров и городов. Только ветер в лицо. Только солнце в спину. Плато. Свобода. Природа. Дорога. Тропинка. Река. И волшебное слово "привал". И все это твое. И ты смог. Дошел. Стоянка найдена. Поставишь рюкзак, но отдыхать еще рано. Сейчас еще нужно потрудится: насобирать дров, принести воды, благоустроить стоянку и с чувством выполненного долга (а по-настоящему это чувство я испытываю только в горах после длительного перехода)  можно покушать каши с костерка; попить чай, который пахнет травами и лесом, вытянуть ноги, задрать голову вверх и посмотреть как вверху смыкаются кроны деревьев. И в этот момент ты начинаешь понимать, что такое счастье. Не то, что навязано нам обществом, рекламой, стилем жизни, а самое настоящее счастье. Человеческое Счастье. У многодневных и однодневных походов различный менталитет, различный темп и возможности. И в однодневном походе ты часто не успеваешь прочувствовать все то, что получаешь в многодневном.

Майский многодневный поход начинался не совсем обычно. Наша, обычно единая группа, разбилась на две подгруппы. По плану подгруппа №1 выходила 28 апреля. Стартовала из с. Перевального, поднималась на Долгоруковскую яйлу по 149 маршруту, проходит Курган Славы, доходила до т\с Бурульча, где и останавливалась, дожидаясь подгруппу №2. Подгруппа №2 стартовала 29 апреля, повторяла маршрут подгруппы №1, воссоединялась в единую группу и уже вместе ночевали. 30 апреля вместе выдвигаемся в сторону яйлы Орта-Сырт. Подниматься или обходить ее мы хотели решить на месте и далее продолжить движение в сторону т\с Восточный Суат, где и заночевать. Возможно желающие поднялись бы на Караби (уж я точно случай бы не упустил). 1 мая подгруппа №1 возвращается домой через т\с Партизанская, затем т\с Буковый кордон и наконец спускается в Перевальное, а подгруппа №2 останавливается на любой из т\с, чтобы переночевать и 2 мая пораньше отправится в Перевальное и домой. Забегая вперед скажу, что в план были внесены коррективы, причем как касательно маршрута, так и состава подгрупп.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.

Я стартовал в составе подгруппы №2 29 апреля и, соответственно, маршрут и подсчет статистики буду вести для своей подгруппы. Хочу заметить, что старт похода сразу создал хорошее настроение. Выйдя из электрички мы, не теряя времени, смогли упаковаться в троллейбус на Перевальное. Нам попался хорошая женщина кондуктор, которая помогла нам выйти на примыкании к основной трассе дороги на пещеру "Красная", чем еще сэкономив нам время и силы. Итого уже в 8 часов утра мы были в начале маршрута. Погода добавляла оптимизма. И посему с хорошим настроением, предвкушая хороший отдых, мы двинулись в путь. По дороге доходим до т\с Кизил-Коба. Хотя назвать это туристической стоянкой у меня не повернется язык, это место массового отдыха и закалачивания денег. Пройти к началу официального маршрута вам пытается запретить охрана. Мы этот кардон преодолели, а подгруппе №1, насколько я понял, пришлось делать пусть и не большой, но крюк, чтобы обойти "режимную зону т\с Кизил-Коба". Мы двигались не по 149 маршруту, а параллельной тропой в сторону пещеры Кизил-Коба. Не знаю осознано или неосознанно, но мы пропустили поворот на 149-ый, зато посмотрели на водопад Су-Учхан и не доходя до пещеры Кизил-Коба, свернули с основной тропы на малозаметную тропку и начали обходить пещеру Красную сверху. Посмотрели как Красную пещеру защищают от камнепадов, оценили толщину тросов, стоек, сетки. Поразились, насколько стойки погнуты и каждый в уме прикинул какие камни и с какой силой врезались в эти мощнейшие стойки, чтоб так их погнуть. Далее мы двигаемся по еле заметной, почти не хоженой тропе, резко набираем высоту и буквально вылетаем на Долгоруковскую яйлу. Сразу после подъема получаем прекрасный бонус в виде большой поляны красивых красных раскрывшихся пионов (которые часть группы называла тюльпанами). За нами, преодолев такой же подъем, влетает вторая группа из пяти парней, которые, как окажется в дальнейшем, идут в том же направлении. Забавно было наблюдать как мы расходимся и сходимся на протяжении всего дня. То они нас обгоняют, то мы их обгоняем, теряем друг друга из виду, идем в разные стороны, но встречаем их снова в самых неожиданных местах. Перекусываем в Голубиной балке. Обходим гору Базар-Оба с севера (хотя маршрут проходит с юга), выходим на 149 маршрут, проверяем родник Вейрат-Чокрак (видно, что родник недавно почищен и углублен). После чего начинаем двигаться по направлению к Кургану Славы, где снова теряем маршрут, но зато находим Лексеича, который пришел нас встречать. Лексеич рассказывает нам, что подгруппа №1 остановилась возле источника Балык-Голь (т\с Островки). Туда мы и направимся под его чутким руководством. Быстро доходим до Кургана Славы, спускаемся с яйлы по 151 маршруту и попадаем с жары открытого пространства в оазис цветущих деревьев и прохлады леса. Тщетно пытаемся найти поворот на 153 маршрут, ведь именно он должен нас привести к источнику и к нашей группе на стоянке. Не найдя официальный маршрут (отмеченный и на карте, и на GPS, и совпавший с 13 км. нашего пути) немного возвращаемся и уходим по неотмеченной ни на карте, ни на GPS, но по достаточно хорошо накатанной лесной дороге. Некоторые сомневались, что дорога выведет нас в нужное место, но все обошлось и мы по заново открытой нами дороге выходим к роднику Балык-Голь точно к месту стоянки нашей группы. Наложим трек на карту:

Зеленый флажок - начало маршрута, желтые - километровые вехи, а красный флажок - конец маршрута. В правом углу карты есть переключатель видов карт. Слева вверху стандартный интерфейс навигации и приближения\удаления карты.

Профиль высот в этот раз выглядит достаточно просто. Если до пещеры Кизил-Коба мы набирали высоту равномерно, лишь чуть ускорился подъем на подходе к пещере (где-то 4-ый километр пути) и затем резкий набор высоты вплоть до подъема на яйлу. На яйле небольшие перепады высот, заканчивающиеся высшей точкой нашего первого дня пути - Курган Славы. Затем спуск с Долгоруковской яйлы и все более сильная потеря высоты при приближении к стоянке первого дня.

Минимальная высота: 349 метров.
Максимальная высота: 885 метров.

Зависимость скорости от расстояния примечательна лишь подъемом от пещеры Кизил-Коба до выхода на яйлу, где видна хорошо различимая скоростная "яма". Все остальное стандартный походный график.

Средняя скорость составила: 3,8 км\ч.

Гистограмма скорости выглядит следующим образом:

Ну что ж. По-моему весьма и весьма не плохо. А учитывая, что у тебя чувал весом 25 кг. за спиной, так и вообще замечательно. Большую часть времени шли со скоростью 4 км\ч. 50% времени мы шли со скоростью около 3-5 км\ч.

Суммарная статистика по первому дню:

Начало похода: 8:08
Конец похода: 14:57
Общее время в пути: 6:48:25
Остановки в пути: 3:02:20

Движение в пути: 3:46:05
Максимальная скорость: 12,0 км/ч.
Средняя скорость: 3,8 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,2 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 15,220 км. (36% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 680,0 м. (8% высоты горы Эверест).

Группа воссоединилась. Сразу по приходу в лагерь Оля нас попотчевала вкусным супчиком, который вернул силы и еще более улучшил настроение. Река Бурульча приятно шумела возле лагеря и манила познакомится с ней поближе. Окунуться после похода в прохладную воду и смыть с себя пыль дорог пришлось как нельзя кстати. Хотя я не особый любитель экстремальных купаний, но уж больно манящее журчание у реки Бурульча. Желание поближе познакомится с Бурульчой имело еще и другое последствие. В какой-то момент появилась идея изменить маршрут. Вместо подъема на яйлу Орта-Сырт было решено пройтись по руслу Бурульчи. Вот такое магическое действие произвела эта красивая река на всю нашу группу. Но все красоты реки откроются нам  во второй день пути, когда мы пойдем по ее руслу.

ВТОРОЙ ДЕНЬ.

На реке Бурульче я впервые. Но был наслышан о том, что весной идти по руслу невозможно из-за большой воды. Хорошо, что мы решили проверить это сами. Уровень воды оказался низким и проход по руслу был возможен. Второй день - самый красивый день нашего похода, по-моему мнению. Русло реки Бурульча очень живописное и пройти эту часть пути доставило мне огромное эстетическое удовольствие. Не жарко, вокруг лес, рядом река. Просто праздник какой-то. А описание маршрута второго дня будет очень простое. От источника Балык-Голь по руслу реки Бурульча поднимаемся против течения до стоянки Партизанская поляна. Таким же простым и незамысловатым будет путь, если наложить трек на карту:

Могу лишь добавить, что воды в этом году везде, где мы бывали, мало. А малая Бурульча была полностью пересохшей. Это несмотря на обильные снегопады зимой. Видимо наличие снега необходимое, но не достаточное условие для "большой" воды в реках и родниках весной.

Профиль высот выглядит еще проще. Я даже не знаю, что можно добавить. График говорит сам за себя:

Минимальная высота: 612 метров.
Максимальная высота: 887 метров.

Зависимость скорости от расстояния интересна несколькоми моментами. Во-первых: начало пути было тяжеловатым и это отразилось на скорости. Но когда перелезли через основной бурелом и самую полноводную часть реки, то ритм вырос. Во-вторых: именно на этом графике хорошо видно, когда мы остановились, чтобы искупаться в реке (приблизительно 3 км. пути). Второй раз в этом походе я полез в ледяную воду и нисколько об этом не пожалел. Это было невероятно. Третий интересный момент - это конец пути. Как только мы вышли из каньона, в котором течет река, скорость моментально возрастает и не падает до остановки. Несмотря на то, что пока мы искали место для стоянки я был с чувалом, хоть и храбрился, но был порядком уставшим, мне казалось, что я уже еле плелся, но как показывает график со скоростью все было в порядке.

Средняя скорость составила: 2,5 км\ч.

Гистограмма скорости не блещет каким-то особыми достижениями, но и провальной ее назвать я не могу. Да, шли медленно. Но по руслу реки сильно и не разгонишься.

Большую часть времени шли со скоростью 2 км\ч. 50% времени шли со скоростью 2-3 км\ч.

Суммарная статистика по второму дню:

Начало похода: 10:52
Конец похода: 17:01
Общее время в пути: 6:09:16
Остановки в пути: 3:07:20

Движение в пути: 3:01:56
Максимальная скорость: 11,0 км/ч.
Средняя скорость: 2,5 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 1,4 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 9,120 км. (22% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 357,0 м. (4% высоты горы Эверест).

Со вторым местом для стоянки долго не могли определится, но в конце концов выбрали лучшее из доступных. После того, как мы не поленились и напилили бревен, оборудовав кострище еще более удобными скамейками - вообще стало все замечательно. Дров было в достатке, водичка в речушке Партизанка рядышком, до родничка далековато, но вполне терпимо. В этот день я засиделся за костерком допоздна, а когда залез в палатку, то заснул почти моментально. Организм втянулся в походный ритм.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ.

Проснувшись и позавтракав, мы начали собираться в путь. Первая часть группы должна была выдвигаться в сторону дома, а вторая продолжить путь. Но тут нас ждала неприятная новость. Половина подгруппы №2 отказывается идти дальше, присоединяется к подгруппе №1 и тоже хочет вернуться домой. Подгруппа №2 в составе оставшихся двух человек тверда и непреклонна. Мы продолжим движение с подгруппой №1 до какого-то момента, затем отколемся и дальше двигаемся сами. По правде говоря четкого плана у меня не было. Мы хотели остановиться поближе к Перевальному, переночевать и пораньше двинуться домой. Но как покажет время отсутствие плана было нам на руку. Импровизация и адаптация дала больше ощущений и радости, чем бесплодные раздумья и планирование. Но это все будет дальше. А сейчас мы двигаемся с подгруппой №1, которая от т\с Партизанская поляна, обходя гору Дедов Курень, двигаясь по 146 маршруту около русла реки Бурульча, проходит через т\с Буковый кордон, поднимается на Долгоруковскую яйлу, идет до пересечения с 148 маршрутом, затем проходит через источник Чел-Баш и выходит в Перевальное. А поредевшая подгуппа №2 двигается тем же маршрутом до того места, где захочет заночевать и прощается с подгруппой №1.

В целом третий день прошел без происшествий, но все-таки в двух местах пришлось поломать голову, чтобы разобраться куда нам идти. Первое такое место было прям около родника Бурульча, где мы чуть ошибочно не пошли в южном направлении в сторону Тырке (видно на карте после 2-го километра пути), поняв ошибочность направления чуть вернулись и продолжили движение в верном направлении. Подъем на перевал Юке-Тепе не был тяжелым и мне очень понравился своим окружающим видом и тишиной. Сам перевал мы прошли где-то на 3,5 км. пути. Затем небольшой спуск и снова подъем рядом с безымянной горой, высотой 1032 метра. Рядом с этой горой мы попадаем на чудесную поляну, где делаем привал и проводим рекогносцировку на местности. Мы находимся на пересечении двух хорошо накатанных дорог и одной малозаметной тропки, которая слабо натоптана, но зато помечена небольшим туром. Выбрав направление начинаем движение и через некоторое время понимаем, что дорога двигается в северном, неверном для нас направлении (5-ый километр пути). Возвращаемся к перекрестку дорог. Уходим по еле видной тропке, которая ныряет под красиво цветущей дикой яблоней (или грушей - запамятовал) и довольно скоро тропинка становится более натоптанной и ведет нас в нужном направлении. По ходу движения проверяем родники Надежда-1 и Надежда-2. Надежда-2 такой маленький, что вообще странно как мы его нашли. Несмотря на размер водичка в нем бежит, я немного расчистил родник от опавших листьев и мы двинулись дальше. Выходим к домику Букового кордона и набираем водички. Двигаемся к Чел-Башской тропе (маршрут 148). Я по дороге чуть отклоняюсь от группы и забираюсь на небольшую возвышенность, которая будет видна на профиле высот. Догоняю группу. которая решила не двигаться по тропе, а просто пошла напрямик к перевалу Чел-Баш. После перевала продолжаем путь по Челбашской тропе (148 маршрут) и здесь я вижу небольшую тропку, уходящую влево от маршрута и ныряю туда, чтобы посмотреть нет ли там подходящего места для ночевки и, о чудо, нахожу весьма и весьма хорошее место для стоянки. Есть кострище. Нет, даже не так, есть много кострищ (что даже немного испугало), недалеко родник Чел-Баш, где мы и брали воду, а также рядом есть еще три других родника, которые мы, к сожалению, не успели обследовать. Здесь мы и решаем отколоться от подгруппы №1 и заночевать. Прощаемся с основной группой, которая идет дальше до Перевального, садится на троллейбус №1 и отправляется домой. Мы же ночуем под горой Челбаш (на карте обозначена как Чалбаш, но так как тропа, перевал и родник называется Чел-Баш, то я склоняюсь все-таки к названию Челбаш). Место изобилует кострищами и потом, как мы уточнили, служит для посвящения йогов. Какое-то йоговское место силы (у меня на эти места силы прям нюх какой-то). Несмотря на обилие кострищ место очень тихое, на возвышенности ночевала только еще одна группа и мы друг другу не мешали. Дров много, вода сравнительно недалеко (хотя и приходится ее тянуть в горку, поэтому много не набегаешься, но все вполне терпимо). Место для ночевки удачное. Рядышком с установленной палаткой птички в земле вили гнездо, что добавляло идиллии и единения с природой. Также единения с природой добавила мышка, которая не давала Лене спать всю ночь и что-то грызла, шуршала пакетами и опавшей листвой прям где-то под палаткой. Я спал достаточно хорошо, но сердобольная Леночка регулярно меня будила, чтобы предложить очередной план по спасению мышки от голода. Последнее, что я запомнил - это когда Лена предлагала рассыпать рис в стороне от палатки, чтобы мышке было что покушать и она перестала шуршать. Моя Лена образец гуманного отношения к животным.

Отчет для подгуппы №1 будет не совсем полный, но им нужно добавить эти 1-2 км., которые они прошли без нас. А я же выкладываю трек, как прошли его мы.

Пробежимся по профилю высот. 2,3 км пройденного пути и пик в этой части символизирует нашу первую ошибку и возвращение назад, о котором я рассказывал выше. 3,5 км. отметка показывает перевал Юке-Тепе. Затем, как я уже писал, небольшой спуск и затем дальнейший подъем на безымянную гору и ровно на 5-ти км. отметке пути мы видим симметричный двойной зубец высшей точки нашего пути и нашей второй ошибки. Мы взбираемся на поляну, уходим с нее в неверном направлении и затем снова возвращаемся на эту поляну. Поэтому получился такой двойной пик в этой точке. Буковый кордон находится на возвышенности, которая и видна хорошо различимым пиком на 6,3 км. пути. Спуск с Кордона и движение по яйле характеризуется чередой спусков и подъемов небольшой высоты, заканчивающиеся хорошо различимым пиком перевала Чел-Баш. Затем только спускаемся и спускаемся.

Минимальная высота: 831 метр.
Максимальная высота: 1026 метров.

Зависимость скорости от расстояния показывает нам график скорости на протяжении всего пути. Хорошо видно, что скорость была ниже средней на подъеме к перевалу Юке-Тепе и к поляне возле безымянной горы, что вполне логично. Ну а выше среднего скорость была на плато, что также логично.

Средняя скорость составила: 3,9 км\ч.

Гистограмма скорости достаточно сбалансирована.

Большую часть времени шли со средней скоростью 4 км\ч. 50% времени шли со скоростью 3-5 км\ч.

Суммарная статистика по третьему дню:

Начало похода: 12:04
Конец похода: 15:36
Общее время в пути: 3:32:18
Остановки в пути: 1:05:27

Движение в пути: 2:26:51
Максимальная скорость: 9,0 км/ч.
Средняя скорость: 3,9 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,8 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 9,920 км. (24% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 328,0 м. (4% высоты горы Эверест).

Почти в два раза меньшее время пути, почти в два раза большая средняя скорость и как результат за короткий промежуток времени мы проходим более расстояние, чем во второй день пути. А гистограмма скорости в первый и третий день очень похожи. Вообще дни сравнивать между собой интересно по разным параметрам. Но сравнения я оставлю читателю, потому что всем нам интересные разные параметры для сравнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ.

В то время, как основная группа спала в своих постелях дома и "отдыхала после отдыха" мы -  оставшиеся в горах часть группы №2, готовили себе утренний чаек. Я рассматривал карты и понимал, что домой еще не хочу. Организм полностью вошел в походный ритм, рюкзак уже не так давит на плечи, спится хорошо, погода шикарная, настроение хорошее. Четкого плана еще не было, да и его не будет на протяжении всего последнего дня пути. Мне хочется посмотреть Малиновый ручей, хочется посмотреть на туристическую стоянку с одноименным названием, ведь мы на ней ни разу не были, а было бы неплохо понимать, что она из себя представляет. Гуляя глазами по навигатору вижу, что рядом с т\с Малиновый ручей находится т\с Неофициальная. Ух ты! Интересно, а что это такое? А рядом с т\с водопад, а рядом еще два водопада и дальше еще водопад. Целых четыре водопада! Так-так-так. Интересно! План уже начал зреть в голове. Хорошо, что Лена не возражала против изменения маршрута и тоже не хотела рано возвращаться домой (или хотя бы этого не говорила и не показывала). Еще не до конца понимая как мы будем возвращаться в Перевальное мы, хорошенько подкрепившись, отправляемся в путь.

Спускаемся тем же 148 маршрутом, которым вчера спускалась наша группа и на пересечении со 140 маршрутом уходим на т\с Малиновая. Спуск здесь заканчивается и начинается медленный набор высоты. Далее по пути мы будем только подниматься вплоть до источника Мусарач, достигнув таким образом высоты в 1000 м. Но это все потом и мы об этом еще не ведаем. А сейчас по пути проходим два родника (Родник 17306 и Родник 17343) и доходим до стоянки. Сама стоянка мне не совсем понравилась, Хотя место живописное, но любимой мной тишины и спокойствия здесь, наверное, не бывает. Кострищ много, расположены прям у Малинового ручья на каждой пологой площадке. Левый берег ручья сильно покатый, поэтому все места для стоянок сосредоточены по правую сторону от ручья. Место мне нравится, но останавливаться здесь небольшой группой почему-то не хочется. Идем далее и вскоре доходим до места примыкания 140 к 142 маршруту. Но нам ни тот, ни другой более не нужен. На другом берегу реки видна хорошо натоптанная тропа, которая так и называется: "Тропа вдоль русла Егерлык-Су".  Как понятно из названия тропа проходит подле русла реки Егерлык-Су. На этой реке и расположена Неофициальная т\с и 4 водопада, которые я заприметил утром. Переходим в брод Малиновый ручей и начинаем подъем по тропе. Но подъем становится все круче, да и тропа становится все малозаметнее и малозаметнее. Уже на этом этапе мы начинаем понимать, что пораньше попасть домой у нас не получится. Но продолжаем двигаться дальше и на подходе к т\с Неофициальная видим первый водопад, который у меня помечен замысловатым названием: "7". Здесь тропа полностью теряется. Это уже даже не тропа, а так ... пару раз кто-то прошелся по листьям. Но стоянку мы находим. Место на отшибе, видно, что не часто посещаемое. Водичку можно набирать прямо в реке, дров очень много. Местность как я люблю, вдалеке от троп с большой проходимостью. Тихое заброшенное место. Но при этом первое найденное кострище все еще хорошо теплое. Следующие несколько кострищ холодные, что вселяет надежду, что людей здесь все-таки не много. Тропу мы находим лишь спустя около полкилометра да и то, чисто случайно. Мне просто показалось, что тропа может быть где-то выше, что впрочем и оказалось правдой. Когда выбираемся на тропу, то настроение сразу улучшается, ведь идти напрямую через бурелом по сильно пересеченной местности, подниматься по склонам с чувалом за спиной совсем не так весело, как казалось вначале. Но тропка все поднимается и поднимается вверх, выводя нас к следующим двум водопадам: "Двенадцатиметровый водопад" и "Косой водопад". Двенадцатиметровый чем-то напоминает "Серебряные струи", хотя визуальных сходств мало, разве что очень похоже струйками стекает вода по мху, образуя красивый вид. "Косой" же назван так из-за того, что поток прямо перед обрывом резко меняет свое направление и вода вылетает в водопад из русла под углом. Двигаемся дальше вверх. По правде говоря даже я начинаю ощущать подъем. Высота все растет и растет, а силы все тают и тают. "Водопад с натеком" - название говорит само за себя и к нему мы приходим уставшими. Делаем небольшую остановку и переводим дух. Поднимаем голову наверх и видим, что над водопадом над очень крутым склоном стоит большой лагерь, где, как оказалось остановилось несколько семей с детьми. За все время из людей мы только их и встретили. Да и слово "встретили" здесь не сильно подходит. Нас разделяло два обрывистых берега, в которых пролегало русло реки. И их лагерь с бегающими ребятишками, в этом заброшенном месте, над большим обрывом смотрелся пугающе фантасмагорично. Уже здесь я приблизительно в голове построил план как мы будем возвращаться. Серьезно выбившись из сил мы выходим к роднику Мусарач, набираем водички и хотя мне хотелось подняться на г. Заману, но это нужно было делать еще небольшой крюк и Лена на такую жертву уже не могла пойти, поэтому мы идем чуть выше 141 маршрута и еще чуть-чуть поднимаемся, достигая максимальной нашей высоты на сегодня - 1006 метров. И затем по хорошо натоптанной тропе только вниз и вниз. Выходим на проселочную дорогу, которая ведет с Заманы вниз и двигаемся по ней. Попутно я хочу уйти с дороги и двигаться в направлении Перевального. Забегая вперед скажу, что нам это не удалось. Я хотел пройти по трассе около 1 км. и вообще как можно больше сократить путь по шоссе, но неточные карты и отсутствие наличия нарисованных троп заставили топать нас 2 км. по шоссе. На 9 км. пути мы чуть разбавили наш постоянный спуск небольшим подъемом на гору Бал-Кая (802 метра). Тут и ждало меня самое большое разочарование. Тропки пересекающей дорогу под 90 градусов я так и не нашел, дорога обозначенная на карте и на GPS ведет совсем не в том направлении, в котором нарисовано. Поэтому так и не найдя ничего примыкающего и ведущего в Перевальное, нами было принято решение двигаться по дороге в сторону шоссе. Впрочем проселочная дорога хоть не часто используется, но все же была хорошо видна, к тому же живописна и мы на протяжении всего пути не встретили ни одной машины или человека. Гул шоссе при подходе к нему нарастал и был таким чужеродным и неприятным, что даже не хотелось возвращаться в эту опостылевшую, шумную и грязную цивилизацию.

Наложив трек на карту мы получим такую картину:

А ведь находились всего в паре километров от конца пути. Всего около часа до Перевального. Хотели ведь поменьше пройти, пораньше попасть домой и только осмотреть ближайшие окрестности. А получилось прям как у Толкиена в переводе Моториной:

Убегает дорога вперед и вперед,
Уходя от родного порога;
И уйду я по ней далеко на восход,
А оттуда — подальше немного.
Разбегаются тропы в широкий простор,
То совсем расходясь, то сливаясь
И куда я дойду — не о том разговор,
А о том, почему отправляюсь...

Как только ноги стали на тропинку счет минутам и часам, километрам пути и метрам набранной высоты перестает существовать, а есть только тропинка впереди и пройденный путь позади.

Наш "легкий" день интересно посмотреть на профиле высот:

Минимальная высота: 449 метров.
Максимальная высота: 1006 метров.

Хорошо виден спуск со стоянки до Малинового ручья. А затем только вверх и вверх. Все выше и выше по еле видной тропке. Вплоть до источника Мусарач. Затем спуск и только небольшой подъем на гору Бал-Кая разбавляет потерю высоты.

А что у нас со скоростью?

Средняя скорость составила: 3,6 км\ч.

Средняя скорость в 3,6 км\ч при таком походе - весьма не плохо. Видно, что подъем между первым и последним водопадом на реке Егерлык-Су дался нам не просто, но затем скорость поднимается, а с выходом на шоссе так и вообще зашкаливает.

Гистограмма скорости выглядит следующим образом:

Большую часть времени шли со средней скоростью 5 км\ч. 50% времени шли со скоростью 3-5 км\ч.

Суммарная статистика по четвертому дню:

Начало похода: 9:54
Конец похода: 15:01
Общее время в пути: 5:06:46
Остановки в пути: 1:44:19

Движение в пути: 3:22:27
Максимальная скорость: 13,0 км/ч.
Средняя скорость: 3,6 км/ч.
Средняя скорость с учетом остановок: 2,5 км/ч.
Аппроксимация данных трека о расстоянии при наложении на карту: 13,160 км. (31% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 512,0 м. (6% высоты горы Эверест).

Последний день сравним с первым днем похода. И если прошли мы чуть меньше и набор высоты был поменьше, но по времени в движении и в остановках у нас явное преимущество. И даже может быть к лучшему, что этот путь мы прошли вдвоем. Не всем понравится такие приключения и осмотр окрестностей, затянувшийся в полноценный походный день. Четвертый день стал хорошим завершающим аккордом к многодневке. Пройденные километры и покоренные высоты позволили со спокойной душой возвращаться домой.

Вообще поход получился очень удачным. В первый день походили по плато и пожарились на солнышке. Во второй день шли в тени деревьев по руслу реки. Третий день и по лесу походили, и на плато свежим ветром подышали. Ну а четвертый день в непроходимом и проходимом лесу поставил хорошую точку в нашем путешествии. За составленный маршрут и навигацию Лексеичу однозначные пять баллов! Интересный маршрут и красивые виды дополнялись хорошей компанией. Так что у этого похода есть все шансы остаться хорошим воспоминанием на долгие-долгие годы.