пятница, 24 мая 2013 г.

От Орджоникидзе до Коктебеля. Однодневный поход 19 мая 2013г.

Пгт. Орджоникидзе - гора Васюковка - гора Джан-Кутаран - бухта Тихая - мыс Лагерный (Хамелеон) - могила Волошина - гора Кучук-Енишар - пгт. Коктебель

Описание похода

В окнах промелькнул дорожный знак с надписью "Орджоникидзе", за поворотом показался массив одноэтажных и двухэтажных домиков, затем несколько пятиэтажек и автобус остановился рядом с подножием горы. Я еще не до конца осознаю, где нахожусь и куда нужно идти. Поднимаюсь на ближайшую гору (как впоследствии оказалось это гора с незатейливым названием - Васюковка). Вокруг небольшие горы и море. Желтые и синие краски растеклись насколько хватает глаз. И ты замираешь от открывшейся красоты.



Вот именно так состоялось мое знакомство с поселком Орджоникидзе.

Полвека назад здесь лишь горбились горы,
В бухте Двухякорной бился прибой.
Синее море - рыбацкая доля,
Шаланды скрипят за Иваном - Бабой.
Эх синее море - рыбацкая доля
Хибарки косые, стоят над горой.
Над гладью морской поднимаются горы
В бухте знакомой привычный прибой.
Но вырос поселок, как солнечный город
Красавцы - дома, здесь стоят чередой.
И вырос поселок, наш солнечный город
С хорошей и новой рабочей судьбой.
Полвека назад, здесь лишь горбились горы
В бухте Двухякорной бился прибой,
Ныне огнями сверкает наш город,
В котором живем мы единой семьей.
Сегодня огнями сверкает над морем
Орджоникидзе, поселок родной!!!


Поселок городского типа Орджоникидзе расположен в долине горного хребта, идущего от поселка Коктебель в сторону мыса Киик-Атлама. Поселок окружен горами: с севера Биюк-Янышар (высота 238 м), с запада – Киик-Атлама (традиционно толкуется как “прыжок дикой козы” (от тюрк. кийик – дикая коза и атлама – прыжок), но мне больше нравится версия, что название произошло от ср. тюрк. катлама - блюдо из слоеного теста (по аналогии со слоистыми обрывами мыса), 174 м над уровнем моря), которая с южной своей стороны заканчивается скалой-островом Иван-Баба. Этот небольшой островок обозначен на средневековых картах как остров  Святого Иона, а позже название было "тюркизировано" до Иван-Бабы. С восточной стороны возвышается гора Джан-Хуторан. Здесь рельеф местности образует Коктебельский залив и бухту Провато. А слева дополняется Двуякорной бухтой. Последняя названа так потому, что в прошлом парусные суда из-за сильных вдольбереговых течений могли стоять здесь только на двух якорях. Слева от Двуякорной бухты начинается горный хребет с горой Тепе-Оба ("Вершина горы").


Когда немного привыкаешь и перестаешь крутить головой во все стороны, то замечаешь и поселок, раскинувшийся под ногами, а вдалеке постройки завода "Гидроприбор". У предприятия давняя и интересная история. В 1912 году на Киик-Атламе началось строительство судостроительной компанией «Ноблесснер» военно-морской минной пристрелочной станции, созданной на базе заводов «Л. Нобель» и «Г.А. Лесснер». Первоначально станцию предполагалось построить в Феодосийском заливе, но Городская дума Феодосии 30.11.1911 года единогласно отвергла ходатайство об этом, мотивируя сохранением курортного района и рыбных промыслов. Бубнов, являвшийся пайщиком компании, предложил для строительства свой участок в Двуякорной бухте. Позже на базе минной станции был построен минно-торпедный завод «Русский Уайтхед», который занимался изготовлением торпед «Уайтхеда» для русского флота. Впоследствии предприятие стало самостоятельным заводом «Гидроприбор», где испытывались первые электроторпеды, торпеды с турбинными двигателями. Так выглядела территория завода во Вторую Отечественную Войну в 1943 году. Фотография из архивных хроник.


А так выглядела проходная завода в 80-х годах.


Завод «Гидроприбор» продолжал работать и достраиваться уже при советской власти. Здесь собирали и испытвали несколько типов торпед. В специальном «отстрелочном» павильоне, который был вынесен на 200 м от берега в сторону открытого моря, производили пуски торпед без боевого заряда. Торпеды в воде находят до сих пор, несмотря на то, что завод давно не работает.



С заводом связана еще одна трагичная история. Когда фашистская Германия напала на СССР, завод был эвакуирован в город Каспийск. 310 рабочих завода вступили в истребительный батальон, затем партизанили на территории Крыма и большинство из них погибло в бою у села Лесное. Оставшиеся в живых затем служили в Советской Армии. 3 ноября 1941 года поселок был оккупирован фашистскими захватчиками. Гитлеровцы использовали бухту как перевалочную базу для доставки по морю вооружения и снаряжения. 29 декабря 1941 года у Феодосии был высажен советский десант, но продержаться ему удалось недолго. 12 января 1942 года немцы провели в районе поселка карательную операцию. В балке у поселка каратели расстреливали моряков-десантников. С горы, над территорией завода, хорошо видны окрашенные камни, выложенные стрелками, указывающие на памятник героям.



Так, незаметно для себя, мы полукругом обошли поселок Орджоникидзе. Он небольшой по размерам, но достаточно уютный. А вон вдалеке видна гора Васюковка, откуда мы начали свое путешествие.


Следующей нашей целью была гора Джан-Кутаран. Пока поднимаешься, открывается берег залива с песчаными пляжами и небольшие бухты, ограниченные мысами скал, уходящими в море, которые носят названия «Первый», «Второй», «Третий», «Четвертый» и «Пятый». 


На вершине Джан-Кутаран стоят металлические "ворота" по новомодной традиции обвязанные ленточками, пакетиками и прочим мусором.


А на спуске виден следующий, шестой по счету от поселка в сторону Коктебеля мыс, который имеет тюркское название «Топрак-кая» («глинистая гора»), «Краб-камень», «Лагерный мыс» или «Хамелеон».


Если говорить про погоду, то, несмотря на то, что над нами светило яркое солнце, то в Коктебельской бухте творилось что-то непонятное. Хорошо видный с вершины Джан-Кутаран мыс Хамелеон в считанные минуты вдруг затянуло плотной дымкой, на Коктебель набежали тучи и пока мы шли к морю начал греметь гром.


Тропинка спускается в Тихую бухту и заканчивается аккурат у моря. Пока купались, позвонили друзья из Коктебеля и сказали, что у них накрапывает дождь. А в это время над нами было чистое голубое небо и жаркое весеннее солнце.


Вдоволь накупавшись, продолжили движение в сторону "Хамелеона" по берегу Тихой бухты. И здесь обращаешь внимание на горы. В основе геологического строения местных гор находятся глинистые отложения Юрского периода, встречаются остатки древесного угля, гипс.


Мыс Хамелеон - получил свое имя благодаря феноменальной способности менять цвет в течении дня. Цвет Хамелеона может меняться от сероватого голубого с утра, до ярко золотого вечером, который постепенно, переходит к розовато-фиолетовому, и после заката солнца обретает оттенки лилового и синего. Данный эффект обусловлен специфическим составом глинистых сланцев, из которых сложен мыс.


В древности Хамелеон назывался "Топрах-кая", что переводится как "Глиняная скала". На старых картах мыс изображен достаточно большим и широким, а сейчас представляет из себя узкий высокий гребень с тропинкой посередине. Это говорит о том, что со временем, море успело размыть значительную часть мыса. Постепенный процесс разрушения продолжается и сейчас.


С мыса Хамелеон открывается красивый вид на Кара-Даг.


И в сторону Орджоникидзе.


После покорения мыса Хамелеон мы выдвинулись в сторону горы Кучук-Енишар. Обычно мы не ставим в конце путешествия подъем на гору, но здесь была весомая причина чтобы сделать исключение. На вершине горы находится могила Волошина. Путь к могиле непрост. Но, несмотря на это, преодолевается достаточно быстро.


И старания вознаграждаются сполна. Великолепные виды на холмы и горы, бескрайние долины и просторы, кажущееся безбрежным море. Только побывав здесь, можно понять, почему именно это место выбрал этот выдающийся, яркий, интересный человек. Поэт завещал, чтобы возле его могилы не садили деревьев – наверное, именно потому, чтобы живописные панорамы любимого города, места, которому он отдал всю свою любовь и душу, были открыты перед ним вечно. Но несмотря на завет, одно дерево все-таки здесь выросло. 


Место, которое станет его последним приютом, Волошин выбрал сам: на вершине горы к востоку от Коктебеля, с которой открывается захватывающая дух панорама коктебельской долины и залива, все природные красоты, которые так любил поэт и художник. И теперь это место и вся гора в целом, которую часто именуют горой Волошина, стали одной из самых известных достопримечательностей города. Под этой плитой покоится и жена его – Мария Степановна Заболоцкая, намного пережившая мужа. 


Память о жизни и творчестве выдающегося поэта, философа и художника Максимилиана Александровича Волошина хранится не только в его стихах и картинах. Эту память можно почувствовать во многих уголках Коктебеля – города, который глубоко полюбил этот человек, в котором он прожил до конца своих дней. Будучи человеком широкой мысли, М.А. Волошин (1877-1932) никогда не сосредотачивался в своей творческой деятельности на чем-то одном. В итоге он оставил большой след не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Именно благодаря Волошину Коктебель стал тем городом, которым он является по сей день – музой для творческих людей, писателей, поэтов, художников (дом писателя посещали такие выдающиеся люди как поэты и писатели М. Горький, М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Толстой, А. Грин, М. Булгаков и др., а также художники К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, К. Боневский и др.).


Похороненный здесь в августе 1932 года Волошин просил не приносить к его могиле цветы, а хотел, чтобы приносили только разные камни, гальку, самоцветы, которые и сам любил собирать при жизни. Это желание привело к тому, что теперь возле надгробной плиты повсюду можно увидеть самые разные камушки. Интересно еще и то, что посетители могилы Волошина не просто приносят камни, но выцарапывают на них свои самые сокровенные желания. Здесь повсюду на камнях разные страны, города, даты, мысли…


Напоследок окидываем взглядом открывшуюся панораму и начинаем спуск в Коктебель. Как не жаль покидать это место, но я думаю, мы сюда еще вернемся. 

Статистика похода.

Карта похода:


Пробежимся взглядом по ключевым точкам пройденного маршрута:
0,3 км.   - вершина горы Васюковка;
1,4 км.   - вид с горы на завод "Гидроприбор";
1,7 км.   - памятник морякам-десантникам;
5,9 км.   - вершина горы Джан-Кутаран;
7,5 км.   - спуск в Тихую бухту, купание;
10,0 км. - мыс Хамелеон;
12,2 км. - вершина горы Кучук-Енишар и могила Волошина.


Первый пик - гора Васюковка. Потом посещение всех высот вокруг Орджоникидзе образовали своеобразную "кардиограмму", заканчивающуюся самым высоким пиком - вершиной горы Джан-Кутаран. Затем спуск к морю в Тихую бухту. А оттуда подъем на мыс Хамелеон и спуск с него. И финальный пик - вершина горы Кучук-Енишар и посещение могилы Волошина.

Минимальная высота: 0 метров.
Максимальная высота: 235 метров.

Суммарная статистика.

Начало похода: 09:24
Конец похода: 17:14
Общее время в пути: 7:49:27
Остановки в пути: 4:07:53
Движение в пути: 3:41:34
Средняя скорость: 3,3 км/ч. 
Средняя скорость с учетом остановок: 1,6 км/ч.
Пройденный путь: 13,260 км. (31% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 816,0 м. (9% высоты горы Эверест).

Повествование я бы хотел закончить стихотворением-предсказанием Максимилиана Волошина  «Коктебель». Оно было написано в 1918 году и посвящалось поселку. В этом произведение поэт предсказал, что мыс в Коктебельской бухте примет его черты,  что и произошло в результате землетрясения в 1929 году. Кусок скалы на мысе откололся, и мыс приобрел черты профиля поэта. До этого мыс носил название "мыс Пушкина", так как напоминал профиль нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, который тоже был в этих местах и был весьма удивлен похожестью мыса на свой профиль. Вот так сложилась судьба. 

Как в раковине малой — Океана 
Великое дыхание гудит, 
Как плоть ее мерцает и горит 
Отливами и серебром тумана, 
А выгибы ее повторены 
В движении и завитке волны, — 
Так вся душа моя в твоих заливах, 
О, Киммерии темная страна, 
Заключена и преображена.
С тех пор как отроком у молчаливых 
Торжественно-пустынных берегов 
Очнулся я — душа моя разъялась, 
И мысль росла, лепилась и ваялась 
По складкам гор, по выгибам холмов, 
Огнь древних недр и дождевая влага 
Двойным резцом ваяли облик твой, — 
И сих холмов однообразный строй, 
И напряженный пафос Карадага, 
Сосредоточенность и теснота 
Зубчатых скал, а рядом широта 
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали. 
Моей мечтой с тех пор напоены 
Предгорий героические сны 
И Коктебеля каменная грива; 
Его полынь хмельна моей тоской, 
Мой стих поет в волнах его прилива, 
И на скале, замкнувшей зыбь залива, 
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

6 июня 1918



До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Орджоникидзе и Коктебель"
Использованы материалы: http://vladko2008.livejournal.com http://ordjon.com/ http://crimeamap.ru/ http://otdyhaem.com.ua/ http://www.stihi.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий