среда, 20 февраля 2013 г.

Лысая гора. Грот-пещера Фатьма-Коба. Водопад Козырек. Однодневный поход 17 февраля 2013г.

Перевал Бечку - Лысая гора - скала Добурджи-Кая - грот-пещера Фатьма-Коба - водопад Козырек - село Передовое.

Описание похода.

В этом году мы ни разу не ходили по снегу. Редкие снежные наметы на Демерджи я в расчет не беру. Даже там снега не хватило, чтобы вся наша группа смогла потоптать белые поляны. И этот поход в южной части Крыма не должен был стать исключением. Но неожиданно стал.

По дороге от Евпатории до Бахчисарая моросил мелкий дождик, а за Бахчисараем и он прекратился. Но как-только объехали село Богатое Ущелье и начали подниматься на перевал Бечку, то попали в необыкновенную снежную сказку, которой уж никак не ожидали увидеть. Это как глоток свежего воздуха. Было так неожиданно и приятно. Видимо от переизбытка чувств наш автобус перегрелся и закипел. Пришлось останавливаться, остывать и с нетерпением ждать, когда можно будет выбраться на свежий морозный воздух и своими ногами углубится в царство Зимы.

Видимо этой ночью температура упала ниже нуля, дул сильный ветер и выпали осадки в виде снега. Зрелище невообразимое. Воодушевление охватило всю нашу группу. И это вполне объяснимо. Когда еще выпадет возможность пройти по снегу? Не известно. Может быть и не придется уже. Надо пользоваться возможностью и радоваться такой удаче.

Начать путь лучше всего на перевале Бечку. Во-первых, это удобно: сберегаются силы для похода. Во-вторых, так визуально проще: как только вы перестали подниматься и дальше дорога уходит на спуск, то нужно остановится. Вы на месте. Под прямым углом к дороге проходит официальный маршрут №21, есть указатели, таблички, место отдыха - это все хорошие ориентиры, которые позволят не пропустить нужное место.

Маршрутная тропа хорошо маркирована. Через 30 минут движения неторопливым шагом увидим сход с основной тропы влево. Если хотите подняться на гору Лысую - вам на эту тропку. А подняться все-таки стоит. Обзор с вершины обещает быть интересным - круговая панорама во все стороны. На вершине горы стоит православный крест. И пусть с обзорностью в этот день не повезло, но нам открылась завораживающая картина. Далеко внизу раскинулся "осенний" лес, а гора Лысая как-будто магнитом стянула весь снег на себя - вершина и окрестности были укрыты чистым белым покрывалом. А деревья у подножия стали похожи на щеку с недельной щетиной.

Нам повезло с ветром: его вообще не было, что позволило подольше полюбоваться панорамными видами. Но судя по окружающим деревьям, ночью здесь всё было совсем по-другому.

Спускаться с горы будем тем же путем, что и поднимались. Возвращаемся на маркированный маршрут и продолжаем движение, следуя разметке.

Здесь возникла небольшая загвоздка. Официальный маршрут №21 идет далеко от склонов скалы Добурджи-Кая, а мы планировали идти по краю. Сходы, если они и были, мы пропустили. Поэтому двигаемся по направлению, пользуясь звериными тропами, а иногда напрямую через пролесок. Только потом мы выяснили, что было бы удобнее подняться на гору Мачу, а потом с нее попасть на Добурджи-Кая. Так или иначе мы были на скале, а идти по краю интереснее. По левую сторону открывается обзор на Чернореченское водохранилище, озеро Нижнее, озеро Муловское, гору Мачу, да и вообще хорошая обзорная панорама.

В конце хребта (снова по направлению) вышли на прежний маршрут. Дальше у нас по планам посещение грота-пещеры Фатьма-Коба. Двигаясь по маршруту №21 главное не увлечься и не пропустить сход на маршрут №2. Внимательно смотрите по левую руку, примыкание маршрута №2 к маршруту №21 подходит под острым углом и на перекрестке стоит деревянный столб с нанесенным красным знаком, напоминающий Вифлеемскую звезду или что-то этом роде (я забыл сделать снимок для отчета, но в начале этот знак будет встречаться на деревьях как маркировка маршрута). На походе к гроту Фатьма решили сделать привал и произвести рекогносцировку на местности. Некоторое время искали сход с маршрута, чтобы уйти вниз к гроту. Нашли, спустились по тропинке на пару сотен метров правее водопада Рыжий. Водопад этот эфемерный. Застать его полноводным - большая удача. Я второй раз посещаю этот водопад, но воды еще ни разу не видел.

Теперь держим путь на грот. Грот Фатьма на картах почему-то не обозначен, хотя является самым большим гротом в Крыму. Помимо размеров он известен еще тем, что много тысяч лет назад, в эпоху мезолита, здесь обитали люди. Стоянка Фатьма-Коба обнаружена и впервые исследована в 1927 году известным крымским археологом Бонч-Осмоловским. Повторные раскопки проводились в 1956-58 годах Бибиковым. В гроте были найдены костные остатки животных, на которых охотились его обитатели, кремневые орудия, кости собаки, вероятно, уже одомашненной, и захоронение 40-летнего мужчины. По периметру грота прослеживались остатки каменной вымостки. Ученые предположили, что она служила для крепления каркаса из веток, образовывавшего загородку, защищавшего грот от ветра и непогоды.

При обильных осадках или таянии снега с уступа ниспадает водопад Фатьма-Коба. Но если увидеть воду на водопаде Рыжем - это большая удача, то увидеть водопад Фатьма-Коба с нормальной водой считается большой-большой удачей. Мы воды не увидели. Сделал еще одну фотографию с людьми для оценки масштаба природного сооружения.

От грота-пещеры берет свое начало ручей Кобалар-Су. Весь путь от грота до водопада Козырек займет 30-40 минут. Двигаясь по руслу, мы проходим строящийся котеджный поселок с красными крышами. Сначала увидим водопад сверху, а затем по тропинке спустимся вниз.

Этот водопад также относится к эфемерным, так как образующий его ручей питается карстовыми водами и его полноводность целиком зависит от быстрого таяния снегов на горных яйлах. Высота водопада составляет около 14 метров. Вода с туфового козырька падает в небольшое и чистое озеро. Осенью 2008 года часть козырька обвалилась. Но несмотря на это, я считаю, что водопад Козырек - один из самых красивых в Крыму. И хотя воды было мало, но так тоже по-своему красиво. Водопад приобретает какую-то легкость, воздушность и прозрачность.

Рядом с водопадом есть место отдыха со скамейками и навесами. Вход на территорию платный. Но мы пришли к водопаду в сумерках, поэтому денег с нас взять было некому. Насладившись видом водопада, мы выдвинулись в сторону Передового, где на полпути нас подхватил автобус и довольных повез  в сторону дома.

Статистика похода.

Карта похода:

На 1,2 км. пути побывали на горе Лысая. На 5,5 км. вышли на край скалы Добурджи-Кая. На 14 км. посетили водопад Рыжий. На 14,4 км. пути - грот Фатьма. А на 17,1 км. пути - водопад Козырек.

Давненько не припомню такого профиля высот. В начале с перевала поднялись на гору Лысую. А потом только вниз и вниз. А я еще думал, почему же у меня так ноги устали. Вверх карабкаться как-то привычнее, а постоянно на спуск идти - это ого-го какой труд!

Минимальная высота: 302 метров.
Максимальная высота:  811 метров.

Суммарная статистика.

Начало похода: 08:43
Конец похода: 17:36
Общее время в пути: 8:52:35
Остановки в пути: 3:28:46
Движение в пути: 5:23:49
Средняя скорость: 3,2 км/ч
Средняя скорость с учетом остановок: 2,1 км/ч.
Пройденный путь: 19,040 км. (45% марафонской дистанции).
Суммарный набор высоты: 525,0 м. (6% высоты горы Эверест).

Получился немного сумбурный поход. Много петляли, кругляли, двигались по направлению. Не всем такое нравится. Но, иногда, нужно для разнообразия. А то ведь как получается: обложились компасами, картами, снимками из космоса, навигаторами и уже совсем забыли каково это - по-настоящему заблудится. Заблудится у нас, конечно, не получилось, но, пожалуй, в паре мест могли бы. В целом поход удался. С погодой повезло: было морозно, без ветра и, наконец-то, снег. Жаль, что его в этом году катастрофически мало. Снежное покрывало здоровски освежает пейзаж. Лысые серо-коричневые деревья на фотографиях уже несколько приелись и хочется или могучего снега, или весны с листочками и цветочками. Но погода в крымских горах непредсказуемая и что нас ждет в следующем походе никто не знает. Доживем - увидим. Выживем - учтем.

До новых встреч в горах!

Полезные ссылки:

Евпаторийский туристический клуб: "В Походе".
Трек похода для самостоятельного изучения: Скачать
Галерея снимков: Альбом "Лысая гора. Скала Добурджи-Кая. Водопад Козырек".
Использованы материалы: http://golovina14.narod.ru и http://www.nashmarshrut.info